Метрополитен-музей искусств (США) вернул Ираку шумерскую статуэтку возрастом 5 тысяч лет

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Метрополитен-музей искусств (США) вернул Ираку шумерскую статуэтку возрастом 5 тысяч лет
Она изображает храмового жертвователя

НЬЮ-ЙОРК. Метрополитен-музей искусств (США) вернул Ираку шумерскую статуэтку возрастом 5 тысяч лет, предположительно изображающую храмового жертвователя, пишет archaeology.

Метрополитен-музей искусств (The Metropolitan Museum of Art, The Met, «Столичный музей») — один из крупнейших и четвертый по посещаемости художественный музей мира, располагающийся в Нью-Йорке. С 2018 года право на свободное посещение музея имеют только столичные жители, а все остальные платят за билет 30 долларов.

По случаю возврата ценного артефакта на родину, Метрополитен-музей выступил с особым сообщением. Оно гласит, что сотрудники музея торжественно передали шумерскую статуэтку представителям Ирака на церемонии репатриации в Вашингтоне. Статуэтка из медного сплава датируется 2900-2600 годами до нашей эры и изображает мужчину, несущего на голове короб – предположительно с храмовыми подношениями. Эксперты Метрополитен-музей приобрели скульптуру в 1955 году, а решение о возврате артефакта на родину приняли недавно по результатам внутренней проверки источников происхождения этого и многих других предметов в музейной коллекции. Заявление музея гласит, что его руководство выступило с инициативой о возвращении «статуэтки эпохи ранних династий по итогам изучения ее происхождения экспертами Метрополитен-музея с выводом о том, что предмет по праву принадлежит Ираку».

16 апреля опубликовано официальное заявление о том, что Метрополитен-музей вернул Республике Ирак шумерскую статуэтку третьего тысячелетия до н.э. Церемония репатриации прошла в Вашингтоне с участием премьер-министра Республики Ирак Его превосходительства Мохаммеда Шиа Аль-Судани (Mohamed Shia’ Al Sudani); Посла Республики Ирак в США Его превосходительства Назара Аль-Хируллы (Nazar Al Khirullah); и посла США в Ираке Алины Романовски (Alina Romanowski). От Метрополитен-музея в церемонии участвовали Андреа Байер (Andrea Bayer), заместитель директора по коллекциям и административному управлению, и Ким Бензель (Kim Benzel), куратор отдела древнего искусства Ближнего Востока.

Статуэтка попала в Метрополитен-музей в 1955 году. После проверки источника ее происхождения и вывода о не вполне правовом владении, руководители музея встретились с Его Превосходительством Назаром Аль-Хируллой, послом Республики Ирак в США, и предложили вернуть артефакт на родину. Репатриация последовала во многом благодаря запуску в прошлом году «Инициативы Метрополитен-музея по культурному достоянию» (The Met’s Cultural Property Initiative). «Метрополитен стремится к ответственному коллекционированию предметов старины и совместному полноправному распоряжению мировым культурным достоянием, – говорит Макс Холлейн (Max Hollein), главный исполнительный директор Метрополитен-музея. – Для нас большая честь сотрудничать с Республикой Ирак в вопросе возвращения этой статуэтки, мы высоко ценим прочные отношения, сложившиеся у нас с коллегами в этой стране. Мы с нетерпением ожидаем продолжения нашего открытого диалога».

Музейные эксперты поясняют, что храмы были наиболее важными учреждениями в городах Месопотамии в раннединастический период (2900-2350 гг. до н.э.). Каждый город чтил своего божественного покровителя и возводил ему храм на возвышенности на массивной платформе, дабы он был виден каждому издали в этой плоской равнинной местности. Храм считался в буквальном смысле «домом бога», местом поклонения и обрядности, а также служил крупным экономическим центром того времени, с большим количеством работников, трудившихся на храмовых полях и производивших ремесленные товары для собственного потребления и торговли с дальними и ближними странами. Строительство храма сопровождалось целым рядом обрядов, в том числе обрядом очищения и освящения участка под строительство храма, с жертвами и закладками даров в фундамент богу-покровителю.

Статуэтка обнаженного мужчины, несущего на голове короб с дарами, считается прекрасным образцом раннего шумерского скульптурного литья. В раннединастический период обнаженными изображались только строго определенные категории людей: жрецы, спортсмены, мифологические герои и военнопленные. Фигурка полностью аналогична известным образам жрецов, несущих подношения, а в коробе на голове вполне может быть освященная закладка в фундамент храма или иное пожертвование в связи с храмовым строительством.

Инициатива Метрополитен-музея по культурному достоянию направлена на проверку правомочности обладания культурными ценностями, их сохранение и правовую очистку процедур музейного коллекционирования. Эсперты проводят целевые анализы источников предметов в коллекции, привлекают профильных специалистов для проверок в помощь постоянным кураторам музея, заручаются помощью персонала и попечителей, а также «используют все возможности Метрополитен-музея, дабы он стал открытой платформой для публичного обсуждения тем культурного достояния». Эта и прочая подробная информация об инициативе имеется на вебсайте музея.

Музей искусств Метрополитен основан в 1870 году группой американских бизнесменов, финансистов, ведущих художников и мыслителей того времени. Их цель состояла в том, чтобы создать «энциклопедическое музейное собрание для ознакомления американского народа с шедеврами мирового искусства и художественного образования». Сегодня в Метрополитен-музее представлены десятки тысяч экспонатов, отражающих 5000-летнюю историю искусства всего мира. Музей располагает двумя выставочными площадками в Нью-Йорка – на Пятой авеню (The Met Fifth Avenue) и галереей Клойстерс (The Met Cloisters). Миллионы любителей искусства посещают также онлайн экспозиции музея (The Met experience online). С момента своего основания Метрополитен-музей всегда стремился стать «живой, дышащей и обновляемой структурой», а не просто мертвой сокровищницей редких красивых предметов. Каждый день эксперты популяризируют шедевры искусства в галереях, привлекают народ на тематические выставки и мероприятия, выступают с новыми идеями, ищут и находят новые неожиданные связи между прошлыми и нынешними временами и культурами.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10388439.html