Медиавирус — главная угроза человечеству

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Медиавирус

Коронавирус — самая актуальная тема на сегодня. От нас требуют соблюдения карантина. Вирус должен быть изолирован, а человек чист и здоров. Но давайте зададим вопрос: сколько людей сегодня знает о том, что чистоплотность — это понятие, которое выходит далеко за привычные всем рамки? Между тем, не только тело, но и сердце, и разум человека могут быть загрязнены из-за проникновения в эти важнейшие сферы вирусов разного рода и толка. Об этой проблеме в связи с противоэпидемическими мерами и реакцией на них в церковной среде рассуждает настоятель Борисо-Глебского храма пос. Мирный Славянского района протоиерей Ростислав Белогуров.

Медиавирусы, вызывающие невежество

Проблема коронавируса сегодня стала дождём, при котором выползли многие медиавирусы. Это время — «рай» для озадаченных идеями конца света, конспирологии, теории заговора, угрозы глобализации и т.п. Прискорбно видеть, что общественным мнением православных в XXI веке пытаются управлять близорукие богословы и горе-ревнители.

Чему же верить, когда вокруг много информации? Для начала нужно определиться с понятиями. Первое, о чем нужно порассуждать, это сам медиавирус. Его носителем может служить любой источник информации, равно как и сам человек. Это интернет, теле- и радиопередачи, общественное мнение, воспитание, религия, традиции, книги, журналы, система взглядов…

Как и все вирусы, медиавирус — носитель определённой информации. Состав ядра этой информации следующий: ложь, фальсификация, манипуляция, полуправда, суеверие или заблуждение. Оболочка такой структуры может состоять из упрямства, искренности, фанатизма, лукавства, популизма, праздности, непритязательности, привлекательности, выгоды и даже из кажущейся высокой морали.

Этот информационный вирус, проникая глубоко в разум, наносит вред. Его цель — поражение богоподобной сути человека со всеми вытекающими последствиями. Паразитирование медиавируса в человеке приводит к развитию главной проблемы всего человечества, духовной опухоли — невежества. Если соединить такие негативные элементы, как глупость, узость взглядов, наивность, безрассудство, обольщение (прелесть), то совокупность этих элементов и можно назвать невежеством. «Ум — царь в человеке», — говорят святые. Но если ум заражён, то неминуемо заражается ядро всех духовных сил человека — сердце.

Из сферы сердца, поражённой невежеством, возникают бесконечные войны, коррупция, домашние распри, алкоголизм, курение, игромания, различные зависимости. Опухоль невежества распространяется на деятельность, которая должна быть направлена на созидание: политику, науку, религии, философию, технологии, культуру, искусство, образование.

Нас не столько должна волновать непросвещённость людей других вероисповеданий или взглядов, сколько собственный выход из невежества в разных сферах нашей христианской веры.

Чугунок

Невежество не всегда имеет разрушительный характер. Так, результатом жизнедеятельности медиавирусов могут быть даже забавные и слегка благочестивые обычаи. Например, нет ничего плохого в том, чтобы надеть на голову чугунок преподобного Серафима Саровского — но нет и ничего хорошего. Святой не так достигал святости. Или обкопать монастырь канавой, чтобы через неё не переступил антихрист, или проползти под иконой. Изгонять оглашенных, которых нет более тысячи лет. Помазать дверной косяк маслом от коронавируса. Пожалуй, каждый православный слышал подобные истории, без которых, может, кому-то было бы скучно жить.

Это лёгкие и почти безобидные формы невежества. Куда хуже обстоит дело, когда, к примеру, в разгар чумы XVI-XVII веков благословляются крестные ходы и массовые молебны — и когда то же самое происходит в XXI веке. Когда за двуперстие предают анафеме и гонениям — и когда ради двуперстия идут на смерть. Насильственная борьба с еретиками, иноверцами, инакомыслящими — это худшее, что могли сделать религиозные люди на Востоке, Западе и во всех частях света.

По большому счёту, любой грех человек совершает в состоянии невежества. Если обозреть всё зло, происходящее на планете, то мы увидим, что самый страшный вирус — это человек, одержимый невежеством. И самая тяжёлая степень невежества — когда мы не замечаем превратное направление и пагубность своих мыслей, желаний, поступков. Невежество — это не просто незнание. Его глубина — боль и страдание, которое человек приносит себе, ближним и природе. Это ад, в котором мы живём.

Для примера можно привести известную иллюстрацию невежества: собака находит старую кость и начинает её грызть. Острые края кости ранят дёсны собаки — течёт кровь, а собака думает: «Какая сочная и вкусная кость!» — и начинает грызть её ещё сильнее. Кровь течёт ещё больше, а рвение собаки только увеличивается, и так бесконечно. У каждого из нас есть такая кость или целый скелет сухих костей, которые мы грызём. Причина разумной и сердечной недостаточности в духовном смысле — упрямый застой в невежестве изо дня в день.

Тест на невежественность: всегда ли стоит верить богословам?

Прот. Андрей Ткачёв о коронавирусе

Во время написания этой статьи я наткнулся на видеосюжет известного проповедника протоиерея Андрея Ткачёва. Выпуск был посвящён вопросу об отношении к проекту «Пасха дома» во время эпидемии коронавирусной инфекции, предложенному президентом.

Давайте поочерёдно разберём главные тезисы обращения и задумаемся о важных вещах.

Первым утверждением отца Андрея было высказывание, что «Пасха — это праздник победы над смертью. Христиане — это те люди, которые поклоняются Иисусу Христу, Божиему Сыну, как Победителю смерти. <…> И собираемся на Пасху в храмы, чтобы отпраздновать победу Христа над смертью».

В этих словах, как мне кажется, высказан исповеднический манифест, притом в очень ограниченном виде. И сужен он не потому, что прочитан не весь Символ веры, а потому, что выделено в нем не самое основное.

Давайте спросим, что такое христианин, не у святых, не у богословов и даже не у апостола Павла, который сказал, что «если Христос не воскрес, тщетна вера наша». А спросим у самого Основателя христианства — Иисуса Христа.

Нет даже сложности в том, что «христианин» — не евангельское слово. Это более поздний, но замечательный термин, который незаслуженно ущемлён в общецерковном контексте. Сегодня, как и в прошлые века, в этом слове есть пространство для разделения верующих в Бога по несущественным признакам. Какой христианин — православный, католик, протестант? Разве вправе мы даже думать о том, что другие, кроме нас, православных, не христиане, да и вообще, что кто-то другой, если он не христианин, то в ад пойдёт?!

Вспомним, что Христос и апостолы называли людей детьми, друзьями, братьями, сёстрами, учениками, блаженными, святыми. А вот о том, кто может так называться, Христос точно сказал: «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». А воля Отца — это в основном заповеди, касающиеся нравственности.

В этих идеалах мало или совсем нет места для различительных, внешних форм, для человеческих преданий, которые стали строительными блоками любой религии. Наоборот, в заповедях есть объединяющая и созидающая сила, которая стремится образовать всё в одну совершенную веру. Главная истина этой силы следующая: Бог есть, а перед Ним есть душа человеческая, устремлённая своими силами к Нему — Богу Любви. Это краеугольный камень веры. Строители религий, которые пытаются созидать свою веру на других камнях, отвергают тот, который должен быть во главе угла. «Суббота для человека, а не человек для субботы». Воскресение для человека, а не человек для Воскресения.

Эти слова отца Андрея — начало манипуляции человеческим сознанием. Он ограничивает священные понятия и втискивает их в выигрышные для своей точки зрения рамки.

Далее он продолжает: «Что такое „Пасха дома“ в свете сказанного? Это ситуация, при которой христиане, панически боясь заболеть и умереть, то есть из-за страха смерти, отказываются праздновать победу Христа над смертью. <…> Если будет Пасха вдруг дома, то это будет означать, что мы всё разрушили. <…> Если христиане из-за страха смерти откажутся поклоняться Воскресшему Христу, это будет конец христианства и, может, мы его наблюдаем».

Следующее недоумение — почему только «панически боясь» заболеть и умереть?! А что, разве просто нельзя бояться? Разве угроза заражения не реальна? Разве последствия коллапса экономики и медицины не существенны? А если вы житель Уханя или Италии? Если вам грозит арест? Притом не за Христа, а за нарушение карантина, за возможное неумышленное убийство?

Разве праздновать победу Христа над смертью можно только в храме? Как известно, Пасху праздновали в ссылках и лагерях — те, кого мы называем новомучениками. Первые христиане собирались по домам и совершали там первые литургии. У нас есть разные средства, включая мозг, чтобы и в самых критических условиях мы могли молиться, причащаться, праздновать все наши победы и быть счастливыми.

Самыми отвратительными, нелепыми, уродующими суть христианской веры были суждения о том, что если из-за страха смерти человек празднует Пасху дома, то он верует не по-настоящему, и что в таком случае, всё будет разрушено и настанет конец христианства.

Здесь прозвучал приговор всем христианам, которые жили и живут во все эпохи. Вспомним, что были мученики за веру — но были и те, кто забирал их тела, кто ждал их из ссылок, кто боялся смерти, но веровал как мог. И это тоже настоящие христиане. Тот, кто не пошёл на казнь, мог вполне в дальнейшем стать святым. Пути к Богу неисследимы и неисповедимы.

Выбор пути

Давайте задумаемся, чем ещё может быть призыв «Пасха дома», кроме как «проектом по похищению Пасхи». Вне зависимости от того, раздута эта тема в СМИ или нет, откуда и для чего взялся этот вирус и каковы масштабы его распространения, представители власти обязаны соблюдать Конституцию и защищать безопасность своих граждан. Преступно было бы не вводить карантин.

Церковь в этом отношении не может быть исключением. Надеяться на чудо в таком случае преступно и глупо. Если против Церкви воюют безбожники, они могут сбросить колокола и кресты; если идёт война, в храм может попасть снаряд; если наступает пандемия, через контакты людей в церкви можно заразиться вирусом. Когда мы перед Причастием молимся «верую Господи и исповедую…», мы выражаем свою веру в то, что в Чаше — Тело и Кровь Спасителя, а не дезраствор, где гибнут вирусы и микробы.

Собственное бесстрашие тех, кто отрицает необходимые меры карантина в храмах, имеет мало значения: это не личная проблема, а вопрос безопасности всех, кто находится рядом. Мы не вправе распоряжаться чужим здоровьем и жизнью.

На мой взгляд, это выступление протоиерея Андрея Ткачёва — узкорелигиозное шарлатанство, закабаление и искажение христианской веры. Эпидемию не победить полуслепой верой, крестными ходами с иконами и мощами, в том числе при помощи наземного, воздушного и космического транспорта.

Что же делать? Открыть ум, очистить чувства, молиться чисто, в сердце и не грызть кости. Этого достаточно, чтобы быть пуленепробиваемым, если надеть маску. И да будет Пасха в храмах — а главное, в сердцах!

http://gorlovka-eparhia.com.ua/mediavirus-glavnaya-ugroza-chelovechestvu/