Мария Парижская – неудобная святая. Протоиерей Димитрий Карпенко
Образ матери Марии (Скобцовой) не укладывается в обычное представление о православном монашестве. Слишком сложна ее жизнь, слишком переполнена событиями, противоречиями, исканиями. Не так просто поместить все это в русло привычного житийного жанра. Впрочем, для многих сама мысль попытаться говорить о матери Марии как о православной русской святой граничит с кощунством, ведь не может быть святости там, где мы ее видеть не хотим.
Сама мать Мария скажет о себе:
Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Расточающая благодать…
Такой «самозваной» святой она и останется то многих и многих чад нашей Церкви, не способных вместить…
И ведь действительно, о какой святости можно говорить, когда было два брака, революционное прошлое, курение, стихи, дети, неправильная юрисдикция, непонятное богословие, монашество ли? История Русской Церкви не изобилует примерами женской богословской мысли, и это еще одна черта, которую матери Марии простить никак невозможно.
А ведь ее поэзия, статьи, в том числе и на богословскую проблематику, являют собой особую сокровищницу русской мысли и русского слова. Но главное сокровище матери Марии – это ее вера, истинно евангельская вера, которая состояла, ни из одних лишь слов, но и дел. Евангельское милосердие и евангельское доброделание, которое не взирает на лица – вот главный вклад матери Марии в сокровищницу русского христианства.
Мать Мария понимала монашеское служение – как деятельную любовь к людям, которая состоит из дел милосердия, из конкретной помощи реальному человеку. Она совершенно искренне не могла понять о. архимандрита Киприана (Керна) – для чего нужно запираться в келье, когда столько страждущих на улицах, когда стольким людям необходима помощь ни когда-нибудь, а здесь и сейчас. И мать Мария понимала, что она не может не оказать этой помощи.
Служение людям – вот тот Крест, который она приняла в монашеском постриге. Он стал для нее путем юродства, безумия во Христе. Именно в этом она видела подлинный христианский путь пронизанный Евангелием.
Преподобномученица Мария Парижская
Кто дает, тот приобретает, кто нищает, тот богатеет. Мы отдаем наши человеческие богатства и взамен их получаем величайшие Божественные дары. И отдающий свою человеческую душу взамен ее получает вечное блаженство, Божественный дар обладания Царствием Небесным.
Так напишет мать Мария в своей знаменитой статье «Типы религиозной жизни», статье, которая до сегодняшнего дня является соблазном и безумием «традиционного» православия. Но если православные христиане забывают, о чем было написано Евангелие, к какой реальности оно призывает, то только слово исполненное силой и верой может подвигнуть снова к тому, что к Евангелию нужно не только прикладываться за богослужением, им нужно жить, его нужно иметь в своем сердце, как единственный источник для всех наших мыслей и действий.
Готовы ли мы сегодня жить Евангелием? Есть ли в нас решимость к деланию? Способны ли мы служить не идеологии, а, как заповедано Христом, Богу и людям? Конечно, никаких человеческих сил для этого будет недостаточно. Но там, где наши силы заканчиваются, они восполняются божественной благодатью и помощью святых, которые уже прошли этим путем.
Русская Церковь пока не готова признать святость матери Марии (Скобцовой). Думаю, что мать Мария на нас за это не обижается, она все понимает и тихо улыбается нам своей открытой улыбкой и готова придти на помощь. Прямо сейчас…
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии