Марина Бирюкова: Кувшин Ревекки
И вот, вышла Ревекка… и кувшин ее на плече ее. Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются.
Быт. 24, 15–19.
Образ юной Ревекки, будущей матери Иакова-Израиля, светит сквозь тысячелетия. Радостная готовность девушки исполнить просьбу незнакомого человека, сделать для него больше, чем он просит, назвать его своим господином, хотя по статусу он раб и одежда его вряд ли роскошна, — все это воспринимается как совершенно естественное, органичное и в то же время лучшее проявление человеческой натуры. Нет сомнения, что такое поведение поощрялось и сознательно воспитывалось.
Но легко ли нам перенести это в наше время?.. Представить себе такое поведение сегодня?
Сегодня многие перестали понимать, что такое просьба. Просьба воспринимается как покушение на права. А исполнение просьбы — как унижение.
Пожилая соседка просит сделать потише музыку? А почему это я должен?! Имею полное право! Сейчас еще нет одиннадцати вечера!
Другая соседка просит помочь закрыть на замок чердачный люк? А я что, обязан по этой лестнице лазать?!
Девушка-кассир в продуктовом магазине просит не разговаривать по телефону над ее ухом? А где у вас написано, что нельзя?
Одна из самых распространенных и хронически невыполняемых просьб в общественном транспорте — просьба подвинуться. То есть всего-то лишь навсего переместиться на соседнее сиденье, чтоб другому (зачастую пожилому или по иным причинам не очень ловкому) пассажиру не приходилось лезть через твои колени, как через забор, добираясь до свободного места. Не проходит дня, чтоб я не услышала нервозного «Не хочу я там сидеть! Проходите, если вам надо!». Вопрос: «Почему вы не хотите там сидеть, чем отличается то сиденье от этого?» — сколько-нибудь вразумительного ответа, как правило, не получает. Сиденья абсолютно идентичны. Пассажир просто не хочет поступаться этим своим крохотным правом — правом сидеть там, где сел.
Однажды я совершила крайне бестактный (фамильярный и проч. — короче, возмутительный) поступок. Впереди меня в автобусе сидела девушка и читала газету. Мой взгляд случайно упал на газетную полосу, и я заметила там информацию, которая была мне в тот момент очень-очень нужна.
Конечно, я могла бы выйти из автобуса, купить этот номер в киоске, но что поделаешь — сработало нетерпение.
— Девушка, извините, нельзя ли вашу газетку на одну секунду?..
— Нельзя! — сухо отрезала девушка и, резко сложив газету, сунула ее в сумку. Я смутилась. Действительно, нехорошо. Разве эта девушка обязана давать свою газету в руки какой-то незнакомой тетке в автобусе… А может быть, я показалась ей чем-то вроде уличной попрошайки, вечно что-то выклянчивающей? Но я выгляжу вроде прилично…
Долго не могла я избавиться от чувства вины и пристыженности. Одно меня спасало: сознание того, что сама я в аналогичной ситуации спокойно протянула бы свою газету незнакомцу. Уж это-то я о себе знаю.
А вы заметили, что многие родители совершенно сознательно воспитывают детей именно такими? На всякий случай предупреждаю: будьте осторожны. Прежде, чем произнести: «Мальчик, уступи место дедушке!», убедитесь, что сидящая (или — очень часто — стоящая) рядом с мальчиком женщина не есть его мама. Если она мама, то вам вполне может очень сильно от нее влететь. Ее ребенок имеет право сидеть, он не обязан уступать место чьим-то там дедушкам. Мальчик усвоит, дедушка не удивится.
Выполнить просьбу — это ведь всегда в чем-то уступить. Поступиться своим жизненным пространством. Местом в транспорте, удовольствием от громкой музыки и болтовни с другом, какими-то минутами … Все это само по себе не так уж и важно. Важно другое— не поступаться. Не уступать никому ничего в принципе. Это условие психологического тонуса.
Кроме того, просящий человек с ходу воспринимается как «локальный тунеядец», как, впрямь, попрошайка, пытающийся решить свои проблемы за чужой счет, то есть «сесть на шею». А шея — территория заповедная.
Вернемся, однако, в Ветхий Завет, в месопотамский город, куда послал Авраам своего раба за невесткой, за женой для сына Исаака. Как вы думаете, хорошо ли там было с водой?
Намного хуже, чем у нас с газетами. Обратим внимание: девушки должны были выходить из города, чтобы набрать воды. Колодец, судя по тексту, был единственным на всю округу. Кувшин на девичьем плече — не такая уж вместительная емкость. А знаете ли вы, сколько пьют верблюды?
Ревекку наверняка ждали дома с водой, а она бегала взад-вперед, черпая воду для верблюдов запыленного пришельца, пока не напоила их всех.
Она не знала, что стоит у истоков великой истории. Что от ее поведения зависит будущая судьба Израиля.
Ей просто хотелось сделать что-то доброе для другого человека. Только и всего.
Марина Бирюкова
Газета «Православная вера» № 10 (414) 2010 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии