Ложный оптимизм и истинная надежда. Худиев С. Л.
Жуткие, кровавые события на Святой Земле вызывали понятное потрясение и оторопь.
Ролики и фотографии, снятые бойцами ХАМАСа, где они с гордостью и похвальбой глумятся над трупами и демонстрируют свое обращение с захваченными гражданскими, особенно женщинами, ответная мстительная ярость израильтян, сообщения из еврейских поселений, где побывал ХАМАС, слишком чудовищные, чтобы им верить — все это выглядит как какой-то прорыв ада на землю.
Долгие разговоры аналитиков — как Израиль, казавшийся могучей крепостью, прошляпил набег гораздо хуже вооруженного противника, влезут ли в войну арабские страны или Иран, как необходимость помогать Израилю может ослабить позиции Запада на Украине, производят какое-то странное впечатление — как будто речь идет о футбольном матче или шахматной партии.
Это как-то не соответствует апокалипсической жути происходящего, которую можно осмыслить только на другом уровне — на уровне разговора о природе зла и о цели человеческой истории.
Еще совсем недавно популярнейший во всем мире израильский автор Юваль Ной Харари писал в своей книге с говорящим названием «Homo Deus»:
«Тысячелетиями христианские священники, раввины и муфтии твердили, что люди своими силами никогда не справятся с голодом, мором и войной. Затем пришли банкиры, промышленники и инвесторы, и за двести лет справились...
Больше не нужно обращаться с молитвой о спасении к богам или святым. Теперь мы хорошо знаем, какими способами голод, мор и войну можно предотвратить. И, как правило, неплохо с этим справляемся.
Беспрецедентно высокий уровень благосостояния, здоровья и спокойствия, а также наш прошлый опыт и наши нынешние ценности дают основание полагать, что следующими целями человечества будут бессмертие, счастье и божественность. Сократив смертность от голода, болезней и насилия, мы постараемся победить старость и даже саму смерть»
Теперь этот бодрый оптимизм звучит злой шуткой. Впрочем, не в первый раз — обещания нового и славного мира, построенного человеческим разумом, освобожденным от оков суеверий, впервые были провозглашены в эпоху Просвещения в конце XVIII века, и были обычными для века XIX-того.
ХХ век провозгласил построение великой утопии, в которой зло человеческой истории должно было прекратиться — но ознаменовался, напротив, войной и тиранией неслыханных масштабов.
К завершению ХХ века, с распадом СССР, был опять провозглашен «конец истории». Как писал в 1990 году Френсис Фукуяма,
«То, чему мы, вероятно, свидетели, — не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества, и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления»
Этот исторический оптимизм составлял, для многих, приятный контраст с библейской картиной истории, в которой никакого светлого царства, построенного человеческими руками не предвидится. Ни светлого царства коммунизма, ни либерализма, ни трансгуманизма, с его бессмертием из пробирки.
Впрочем, такой оптимизм понятен — человек не может жить без надежды. Но человеческая история вновь и вновь возвращает нас к тому, что он неоснователен.
Конечно, меняется техническая оснащенность — гнусная резня, о которой раньше вы могли только услышать на базаре, потом прочитать в газетах, потом услышать по радио, теперь транслируется практически в прямом эфире гордыми и счастливыми головорезами, а если вам некогда, вы потом можете посмотреть ее в записи.
Но человеческое сердце остается таким же, что и во времена библейских Пророков: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9)
Крах той или иной ложной идеологии, какие надежды бы он ни порождал, ничего не меняет в этом факте. Эту поврежденность человеческой природы горячо отрицают все утопические идеологии. Они видят проблему в чем-то другом — в конкретных плохих людях, в неправильном устройстве общества, в необразованности, в каких-то еще факторах, которые можно, вооружившись правильным мировоззрением, устранить.
Они огорчаются и сердятся, когда им говорят, что так не получится. Зло происходит не снаружи — а изнутри. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:21-23)
Это не несправедливое общество делает людей плохими — это плохие люди создают несправедливое общество. Конечно, это не значит, что исправлением общества и нравов можно пренебречь — хотя хронического больного невозможно вылечить, его состояние можно облегчить правильной диетой, образом жизни и лекарствами.
Но все эти меры должны исходить из ясного создания, что человек болен — и его болезнь всегда будет искать возможности прорваться.
Большинство неверующих находят это мрачным и обескураживающим — хотя и некоторые и признают истинность такой картины.
Действительно, тяжело переносить реальность, не имея надежды.
Но христианство как раз и провозглашает надежду. Светлое будущее действительно наступит — но не в результате постепенного прогресса и усилий людей, вооруженных (на этот раз «истинным») мировоззрением, а результате того, что можно было назвать «благой глобальной катастрофой» — возвращения во славе Господа нашего Иисуса Христа, который воскресит умерших и совершит суд над народами.
Это не надежда на то, что когда-то потом, века спустя после того, как я навеки исчезну, установится царство гармонии и мира.
Она носит не только глобальный, но и личный характер — Христос вернет к жизни тех, кто надеется на Него. Как восклицает многострадальный Иов, «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов.19:25-27)
Спасенные войдут в жизнь нового, преображенного мироздания. «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс.36:11)
В этом новом мире уже не будет боли, опасности, вражды и ненависти:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)
Неверующие часто обвиняют эту надежду в «эскапизме», бегстве от реальности — но в на самом деле все ровно наоборот.
Надежда не сбегает из этого мира — она врывается в него и меняет его на самом глубоком и принципиальном уровне. На уровне отдельных людей.
Через веру и Крещение мы делаемся подданными иного Царства и жителями иного мира. В сердце своем мы уже живем там, с Господом. Как сказано в «Одах Соломона»,
В Его мире —
Там я пребываю.
Я больше не чужеземец,
Ибо ненависти нет
Вблизи Господа.
Апостол Павел говорит: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:1-4)
Мы не преобразим весь мир — Он будет преображен только с возвращением Господа. Но мы можем дать Богу преобразить нас самих — и сделать нас светильниками в этом погруженном во мрак мире.
В мире, где все кричит о реальности зла и греха, мы призваны быть свидетелями другой реальности и посланниками другого мира, терпеливо ожидающими возвращения своего Господа, доколе Он придет.
https://radonezh.ru/2023/10/13/lozhnyy-optimizm-i-istinnaya-nadezhda
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии