Лицемерное благочестие — сугубое нечестие. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Евангелие субботы (Лк, 103 зач., 20, 45—21, 4)
И когда слушал весь народ, Иисус сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
 
Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
 
Господь обличает черные души Своих врагов. «Остерегайтесь книжников», — говорит Он. Остерегайтесь оказаться вовлеченными ими в грех, помните, каким духом они ведомы. А также остерегайтесь, чтобы через них не пришли к вам бедствия. Такое же предостережение мы слышим от Господа в Евангелии от Матфея: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф. 10, 17—18). Знайте, что учители Закона так будут поступать с вами. Они горды и надменны. Они любят ходить по улицам в длинных развевающихся одеждах, показывать себя особыми избранниками, которые выше дел человеческих. Они услаждаются в своих сердцах тем почтением, которое оказывают им в общественных местах. Они любят председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах и смотрят на окружающих их людей с горделивым презрением. Они сребролюбивы и жестоки и употребляют религию для прикрытия своих преступлений. Они поедают домы вдов и лицемерно долго молятся. Христос определяет их участь в немногих словах: «Они примут тем большее осуждение». Лицемерное благочестие — сугубое нечестие.
 
Следующее событие тесно связано с предыдущим. Закончив Свое предостережение, Господь поднимает взор и видит невероятный контраст. Дары, приносимые богатыми в сокровищницу храма совершенно несоизмеримы с даром, по видимости просто смешным — двумя самыми мелкими монетами бедной вдовы. Но Господь торжественно вносит поправку в эту оценку. Значение имеет не сумма, которую жертвуют, а сумма, которую оставляют для себя. В отличие от богатых, вдова отдала все, что у нее было на пропитание и ничего не оставила для себя. В этой похвале бедной вдове нельзя не услышать гнев и сетование Господа по поводу учителей Закона, поедающих домы вдов. Он косвенно обличает лицемерие книжников, которые убеждали вдов отказываться от наследства в свою пользу. Защитник всех униженных и обиженных осуждает систему ценностей, приводящую к таким уродливым искажениям.
 
В лице бедной вдовы, которая больше всех положила, Господь дает Своим ученикам образ истинной веры, рождающейся из всецелого упования, что Божий Промысл никогда не оставит нас. Мы призываемся с уважением относиться к самым скромным дарам, приносимым Богу, и сами, по мере сил и сверх сил, радостно предлагать то, что у нас есть, Ему. Ценность дара определяется духом, с которым он дается. Дар, приносимый с недовольством или ради похвалы, теряет большую часть того, что в нем содержится. Настоящий дар — от избытка любящего сердца, когда человек дает, потому что не может не дать. И в подлинном даре обязательно присутствует жертвенность. Потому и называют жертвою приношения на храм. Наша любовь подлинна, если мы готовы отказаться от самого необходимого для нас и понести любые труды ради того, кого мы любим.