ЛЕСТНИЦА ИАКОВА, ИЛИ БЕЗ БОГА НЕ ДО ПОРОГА. Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 22-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Лестница Иакова; Греция; XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат
Лестница Иакова; Греция; XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат

Публикуя финальную «Беседу» протоиерея Олега Стеняева на Книгу Бытия, мы рады сообщить читателям, что издательство Сретенского монастыря готовит книгу по этому циклу бесед.

Небо начинается на земле, равно как и вхождение в Церковь Божию, преддверие Царства Небесного начинается с домашней Церкви, как апостол Павел и называет семью верующих: домашнюю их церковь (Рим. 16, 4); ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1Тим. 3, 5).

Так и Иаков должен был создать собственную семью, научиться «управлять собственным домом», дабы начать заботиться и «пещись о Церкви». Впрочем, в те времена и не было другого формата церковного бытия, кроме семейного.

Основанием семейной жизни должна быть общность веры

Следовательно, основанием семейной жизни должна быть общность веры. Как говорили наши предки: Без Бога не до порога.

И мы читаем далее Книгу Бытия (уже с 28-й главы):

И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава (Быт. 28, 1–5).

Святитель Иоанн Златоуст наставляет:

«Посмотри, как праведник все наперед ему провозвещает и дает ему достаточные средства к утешению, предрекая ему и возвращение, и наследование земли, и то, что он не только возрастет во множество потомства, но и сонмы народов произойдут от семени его. Услышав это, сын исполнил повеление отца и пошел в Месопотамию к Лавану, брату матери своей»[1].

Пророческие обетования, изреченные его отцом, не могли не вдохновить и не обрадовать его. Подобную радость о Слове Божием испытывал и царь Давид, восклицавший: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105).

В этой ситуации, когда Исаак ничего не выговаривает сыну своему за вынужденный обман, мы видим, что пророческое ведение вернулось к слепому Исааку, и теперь, вероятно, он сам догадывается, что пребывал в обманчивой иллюзии относительно предполагаемого наследника Исава, совершенно не наделенного необходимыми для религиозного лидерства качествами.

Но есть и аллегорическое истолкование данного события и обстоятельства – зачем искать невесту в языческой Месопотамии.

Древнехристианский экзегет Цезарий Арльский пишет:

«Возлюбленные, когда благословенный Исаак отправлял своего сына в Месопотамию, он являл собой образ Бога Отца, а Иаков – Господа Христа. Отвергнув женщин тех мест, где он жил, благословенный Исаак послал сына за женой в отдаленную страну, потому что Бог Отец отвернет синагогу евреев и пошлет Сына Своего Единородного создать Церковь из язычников. Это истинно исполнилось, когда апостолы говорили евреям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян. 13, 46)»[2].

И далее мы читаем:

Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих (Быт. 28, 6–9).

Библия – это не учебник истории, но Божий План нашего Спасения

Здесь, и мы на это уже обращали внимание, нарушена хронология событий. Мы прочитали: и пошел Исав к Измаилу, хотя ранее уже читали о смерти Измаила (Быт. 25, 17). Но, как и ранее, хочется напомнить, что Библия – это не учебник истории и не хронограф, но Божий План Домостроительства нашего Спасения, где все… полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17).

Но тогда чему нас может научить это уточнение про Исава? Прежде всего, тому, что так и не раскаявшийся в прежних своих деяниях Исав продолжает действовать в не совсем правильном направлении, принимая решение спонтанно, в результате первого эмоционального всплеска, и без совета со старшими. Здесь, даже подражая Иакову, он все еще остается Исавом – своевольным, завистливым и напористым.

И далее:

Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте (Быт. 28, 10–11).

Здесь все очень и очень непонятно…

Что значит: и остался там ночевать, потому что зашло солнце? Мы все ложимся спать после захода солнца…

Златоуст поясняет: «Когда зашло солнце, он уснул там, где его застигла ночь… Заметь мужество юноши… За то, как он имел любомудрую душу, ум твердый и был чужд всякой житейской суетности, то и удостоился дивного видения»[3]. То есть в таком его действии обнаруживается вера и глубокое упование на полученное благословение и изреченное отцом же пророчество. Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет (Притч. 3, 24).

И далее еще более непонятно: взял один из камней того места, и положил себе изголовьем! Кто же использует камень вместо подушки?

Блаженный Иероним поясняет:

«Никогда ранее он не клал себе под голову камня, только в тот момент, когда бежал от преследователя... до тех пор, пока пребывал в доме своего отца и имел утешения плоти, не клал под голову камня. Он покинул свой дом бедным, с одним только посохом, и тотчас, в ту же ночь, нашел камень и положил себе изголовьем… Камень этот, о котором написано в Книге Царств, называется Авен-Езер (1 Цар. 7, 12), и камень этот – Христос. Авен-Езер в переводе означает ‟камень помощи”. Сказано далее, что утром Иаков пробудился. И что же он сказал? Это не иное что, как дом Божий. И что же он сделал? И взял камень, говорится, и возлил елей на верх его. И если мы не постигли тайну Писания, то какой был смысл в том, что он возлил елей на камень?»[4].

Каждое действие праведного – урок для нас

Таким образом, каждое действие праведного – урок и школа для нас.

И далее:

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28, 12–15).

Здесь буквально все более чем неслучайно, духовно и аллегорично. В экзегетике мы сталкиваемся с целой мозаикой истолкований и мнений.

Толкование сна Иакова применительно ко Христу обнаруживается уже в Новом Завете (Ср. Ин. 1, 51). Комментаторы и истолкователи видят прообразы Спасителя в отдельных деталях и фрагментах истории: в подложенном под голову камне (Иероним); в лестнице, которая указывает на будущий крест (Афраат; Цезарий; Хроматий); в Самом Господе, говорящем с вершины лестницы (Амвросий; Цезарий; Кирилл Александрийский). Также лестница обозначает Церковь (Беда), а восходящие и нисходящие ангелы указывают на церковную проповедь, образцом которой является проповедь апостолов, в частности, апостола Павла (Августин; Кирилл Александрийский; Цезарий; Иероним). Одновременное присутствие Христа в образе Иакова и говорящего Господа не должно смущать, так как речь идет о Спасителе, как о Небесном главе земного тела Церкви (Цезарий). Чем выше поднимается человек, тем более сильным может оказаться его падение (Иероним). Бог помогает Иакову, видя его желание бежать от суеты и во всем полагаться на Промысл (Златоуст)[5].

Бог помогает Иакову, видя его желание бежать от суеты и во всем полагаться на Промысл

Здесь мы особенно выделим комментарий Иоанна Златоуста о необходимости глубокого личного упования на Бога при нашем восхождении в Его чертоги. И комментарий Беды Достопочтенного о подлинной церковности, в ее стремлении к надмирному и Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Усматривай здесь дивное попечение человеколюбца Бога. Он видел, что Иаков, по совету матери, страшась брата, предпринял это странствование и совершает путь как какой-нибудь скиталец, не имея ниоткуда никакого утешения, но во всем полагаясь на помощь свыше; и тотчас, в самом начале пути, желая укрепить его стремление, является ему и говорит: Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака, отца твоего. Я сделал, что и патриарх, и отец твой достигли столь великой славы; а потому не бойся, но веруй, что Я, исполнивший данные им обетования, удостою и тебя Моего промышления. Итак, не бойся, но будь бодр и, отложив всякий страх, верь тому, что Я говорю тебе: ибо землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной. Не думай, что если ты теперь идешь в чужую страну, то лишишься той земли, где родился, где воспитан и вырос: и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе»[6].

С одной стороны, здесь поражает то, как свободно Златоуст воспроизводит слова Бога, как бы объемля ими все наши возможные страхи, комплексы и сомнения перед лицом неизвестности о собственном будущем.

И действительно, разве не Господь Бог есть Тот, Который в равной степени обладает нашим прошлым, настоящим и будущим; нашим, и наших семей, и всех тех, которые дороги нашим сердцам? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он (Ис. 40, 14–15). И при всем при этом величие христианского Бога заключается и в том, что, управляя бесконечно огромными величинами мироздания, Он, в Своей отеческой заботе о каждом из нас, близок к нам, к каждому из нас, настолько, что мы едва ли сможем до конца постигнуть Его отеческую любовь и заботу. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).

Беда Достопочтенный пишет:

«Лестница, виденная Иаковом, – это Церковь, рождение которой на земле, а жительство – на небесах. По ней восходят и нисходят ангелы, когда евангелисты в одно время открывают совершенным слушателям превосходящие все другие сокровенные таинства Божественности [Христа], в другое – возвещают еще не окрепшим о хрупкости Его человечности. Они восходят, когда обращаются разумом к горнему, и нисходят, когда наставляют слушателей в том, как жить на земле»[7]. И действительно, Бог, Который возводит одних к вершинам Богопознания и Богооткровенния, нисходит к другим, открывая им человеческими словами и образами начатки веры. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им (Ос. 11, 4).

И далее мы читаем:

Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28, 16–18).

По этому отрывку существует, подобно предыдущему, целая мозаика истолкований и изъяснений.

Помазание камня елеем – символ Божия Помазанника Христа (Ефрем; Августин), Его Воплощения, смерти и Воскресения (Кирилл Александрийский; Беда). Камень указывает на народы, которые поверят в Христа (Афраат). Верующие призваны не только узнавать параллели между Ветхим и Новым Заветом, но и жить по заповедям (Цезарий). Иаков сооружает камень в память о виденном и с надеждой на будущее. Его молитва и действия учат тому, как следует искать Царство Божие (Златоуст)[8].

Кирилл Александрийский учит: «Камень был поставлен как памятник, был помазан елеем и почтен как образ Христа, поскольку Еммануил был помазан Богом и Отцом елеем радости более соучастников Его. К тому же Он восстал из мертвых, хотя и добровольно сошел к смерти. Вот что, по моему мнению, означает поставление камня»[9].

Поражают слова: взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником! То есть необходимо поставить во главу угла, превыше всего, Тот Камень, о Котором и сказано: Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28, 16); и еще: Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил. 3, 8).

Мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас

Удивительно восклицание Иакова: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! Как и в случае с Агарь (Быт. 16, 14), мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас, сами удаляемся от Него своим нечувствием Его Любви и вновь приближаемся к Нему, объятые Его заботою и милостью.

И в то время, пока мы крутим головою:

– Где же Ты?

Со страниц Писания доносится:

– Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника

И Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника, каждого из которых помазывали у евреев миром и елеем. Он видит чрез толщу веков еще не совершившееся как совершившиеся, обличая нас, не всегда способных в уже состоявшемся созерцать непреходящее и вечное.

Созерцает Таиновидец Иаков и камень помазания, куда полагали уже мертвое Тело Христа… Значит, зрит и Его Славное Воскресение!

И далее мы читаем:

И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28, 19–22).

«Вефиль» и означает: «Дом Божий»! Значит, Иаков, почтив Христа как основание веры (Камень-Столб-Памятник); возлив елей, то есть признав Его Помазанником (Царем, Пророком и Первосвященником); связав это место с основанием Храма (Дом Божий), – исповедует Христа и Господом Богом!

Вероубеждения Иакова приобрели цельный вид, теперь-то он и может создать семью и передать основы своей веры детям.

Ибо что такое семья и дом, страна и благополучие, если они не основаны на единстве духа, веры, надежды и любви? Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).

Но об этом далее…

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Иоанн Златоуст. Гомилии на Книгу Бытия 54.3.
 
[2] Цезарий Арльский. Проповеди.
 
[3] Иоанн Златоуст. Гомилии на Книгу Бытия 54. 3.
 
[4] Иероним Стридонский. Трактат на Псалмы.
 
[5] Обзор тем комментариев по изданию БКОЦ.
 
[6] Иоанн Златоуст. Гомилии на Книгу Бытия 54. 4.
 
[7] Беда Достопочтенный. Гомилии на Евангелия.
 
[8] Обзор тем комментариев по изданию БКОЦ.
 
[9] Кирилл Александрийский. Искусные толкования на Пятикнижие.

http://www.pravoslavie.ru/111837.html