Ксения Тверская: далёкая и близкая. Григорий Прутцков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Григорий Прутцков

Сегодня празднуют именины женщины, носящие имя Ксения. Их небесная покровительница обычно ассоциируется со святой блаженной Ксенией Петербургской. Но так было далеко не всегда.

Блаженную Ксению причислили к лику святых только в 1988 году, до этого единственной святой носительницей этого имени оставалась преподобная Ксения Римлянка, жившая в пятом веке. Впрочем, нет, не единственной: мало кто знает сейчас о святой благоверной княгине Ксении Тверской, семисотлетие со времени преставления которой отмечается в этом году. В православном календаре она значится как местночтимая святая Тверской епархии. А между тем, её роль и значение в русской истории простирается далеко за пределы Великого княжества Тверского.

Благоверная великая княгиня Ксения Тверская

В житии любого святого очень важен, на мой взгляд, вот какой момент: чем этот святой близок, в первую очередь, нам, что именно мы можем взять поучительного из его жизни. Есть достаточно распространённая практика – молиться в тех или иных скорбях конкретным святым. Конечно, наивно и неверно думать, что, скажем, святой Иоанн Предтеча «отвечает» за избавление от головной боли, а святой Иоанн Русский – за успехи в бизнесе. Но в то же время, по сложившейся практике, блаженной Матроне, например, молятся о житейских делах, а преподобному Сергию Радонежскому – об учёбе. В этом ряду благоверная Ксения Тверская – покровительница бездетных родителей и одиноких матерей, и потому у многих наших соотечественников и особенно соотечественниц есть немало поводов обращаться к ней с молитвами.

Итак, кем была и чем прославилась княгиня Ксения Тверская? О её жизни до нас дошло очень мало сведений. Предположительно, Ксения (или, по летописным источникам, Оксинья) родилась в конце сороковых годов XIII века. Её происхождение также окутано тайной. По одной летописной версии, Ксения происходила из богатого боярского рода и была дочерью боярина Юрия (Георгия) из Великого Новгорода. Именно здесь она обвенчалась с великим князем Ярославом – первым великим князем Тверским, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского. Сторонники другой версии считают отца Ксении Юрия Тарусским князем, потомком Рюрика в двенадцатом колене.

Ярослав и Ксения ждали рождения детей целых семь лет. Княгиня была неплодной, и супруги, подобно родителям Пресвятой Богородицы Иоакиму и Анне, много дней и ночей прилежно молились Богу. Господь, укрепляя их веру, послал им двух дочерей. Но они не переставали молиться о рождении сына – наследника Великого княжества. Супруги объезжали церкви и монастыри, делали щедрые пожертвования, обильно раздавали милостыню нищим.

И вот, наконец, Ксения снова забеременела. На этот раз она носила во чреве долгожданного сына. Как раз в то время великий князь Ярослав отправился вместе с двумя племянниками в Орду. На обратном пути, зимой 1271-72 года, Ярослав заболел и умер, приняв по обычаю того времени схиму с именем Афанасия. Тело его было отвезено в Тверь и под плач жителей и молодой вдовы, которой было тогда не больше двадцати пяти лет, похоронено в церкви святых Космы и Дамиана.

Сын князя Ярослава осиротел, ещё будучи в утробе матери. Ровно сорок дней не дожил отец до его появления на свет. Княгиня Ксения неспроста нарекла младенцу имя Михаил, даже несмотря на то, что у покойного мужа уже был сын от первого брака с таким именем. «Михаил» в переводе с еврейского языка значит «кто как Бог», а князь, каковым надлежало стать новорождённому младенцу, считался наместником Бога на земле. Святым покровителем Михаила стал Архангел и Архистратиг Божий Михаил.

Святые Михаил и Ксения Тверские

Ксения взвалила себя нелёгкую, едва ли посильную для женщины ношу: твёрдой рукою управлять молодым Тверским княжеством (она стала первой на русских землях после Киевской княгини Ольги самостоятельной правительницей) и в то же время одной, без отца, воспитать Михаила мужчиной и воином, князем и христианином. Можно только догадываться, сколько молитв о сыне принесла хоть и знатная, но всё же одинокая мать к Богу!

Немногие женщины, да и мужчины, знали в те далёкие годы грамоту. Нам неизвестно, кто и когда учил грамоте княгиню Ксению. Но летописцы сообщают, что все свои знания она передала сыну: «его же святая и премудрая мать воспитала в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости». В то время, когда многие русские князья – современники Тверской княгини – считали для себя зазорным учиться грамоте и лишь умели подписывать своё имя, Ксения не только читала книги, но даже держала в княжеском доме библиотеку, тогда как собрания книг встречались доселе только у епископов и при монастырях.

В этой библиотеке был, в частности, русский перевод «Хроники» византийского летописца монаха Георгия Амартола, где излагалась история мира от его сотворения до 842 года, – самый ранний из всех известных русских списков «Хроники».

Как пишет один из ведущих исследователей жизни княгини Ксении кандидат исторических наук, доцент Галина Сергеевна Гадалова, «сам факт, что в Твери знали “Хронику” Георгия Амартола, тверской список которой был составлен на рубеже XIII–XIV веков, говорит о высокой степени образованности членов княжеского дома. Возможно, заказчиком списка была сама княгиня Ксения, хорошо понимавшая необходимость продолжения культурных традиций Византии и Киевской Руси в период объединения русских земель. Недаром в выходной миниатюре “Хроники” мы видим главных действующих лиц Тверского княжеского дома – князя Михаила и княгиню Ксению, предстоящих перед Спасом на фоне Тверского кремля. Тверь в сознании русичей должна была занять место Киева – символа былого могущества Руси. Поэтому в Твери уже в этот период было положено начало тверскому летописанию, у истоков которого стояли епископ Симеон и княгиня Ксения».

Любовь к чтению Ксения воспитала и у Михаила. С детства на всю жизнь – в боевых походах и до самого последнего дня жизни – сопровождали Михаила книги. Даже в ночь накануне гибели в Орде, в ставке хана Узбека, читал он Псалтирь.

Впрочем, главное, чему научила Ксения своего сына, – это смирение перед Богом, доброта и нищелюбие. «Бе бо самъ въздержася отъ похоти, пiаньства, темъ и любимъ бе матерiею своею преподобною Оксинiею, беше бо послушливъ въ всем матери своей», – писал о Михаиле современник.

Воспитывая сына, княгиня-вдова мудро управляла Тверским княжеством. Ей во всём помогали Тверской епископ Симеон, который, вероятно, был духовником Ксении и всей княжеской семьи, и местные бояре. Владыка Симеон благословил Ксению построить в Твери в честь совершеннолетия Михаила кафедральный собор Преображения Господня. Это был первый на Тверской земле каменный храм. Его построили за пять лет и освятили в 1290 году.

Тогда же Ксения передала власть возмужавшему сыну, но не удалилась от дел, став, как бы мы сегодня сказали, советником великого князя. Её уважали не только в Твери, но и далеко за пределами княжества. Так, например, о Ксении высоко отзывались Владимирский митрополит Максим и такой непререкаемый церковный авторитет, как первосвятитель Московский митрополит Пётр, который в бытность свою на Владимирской кафедре застал последние годы земной жизни Тверской княгини.

Женив сына (невесткой Ксении стала дочь ростовского князя Анна Кашинская) и дождавшись внуков, княгиня ушла в монастырь и приняла постриг с именем Мария. Отойдя от государственных дел, она могла посвятить себя Богу. Материнские молитвы всегда хранили Михаила. Однажды ночью страшный пожар охватил Тверь. Загорелся и княжеский двор – да так, что выбраться оттуда невредимым было невозможно. Михаил, проснувшись, успел вместе с молодой женой выпрыгнуть в окно. Они не только не погибли, но после падения с высоты чудесным образом остались невредимыми.

Святые Михаил и Ксения Тверские

В 1312 году, ровно семьсот лет назад, в возрасте около семидесяти лет, Ксения мирно отошла ко Господу. Её похоронили в Спасо-Преображенском соборе и через некоторое время причислили к лику местночтимых святых.

Мощи святой благоверной Ксении, к сожалению, не сохранились: в1935 году Спасо-Преображенский собор взорвали, на его месте разбили сквер со статуями Ленина и Сталина. Сегодня существуют планы восстановления древней святыни, тем более что сохранились чертежи, обмеры и фотоснимки собора. Может быть, в ходе раскопок будут найдены и утерянные мощи благоверной княгини Ксении – святой молитвенницы Тверской земли, покровительницы бездетных супругов и одиноких матерей. 


Источник: Татьянин день