КРИЗИС: суд. Юрий Пущаев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Толковый словарь

Сегодня, наверно, ни одно слово в мировой политике и экономике не употребляется так же часто, как слово «кризис». Очередной надвигающийся кризис испуганно ждут, пытаются принимать какие-то меры, чтобы преодолеть его с наименьшими потерями. Лихорадит Грецию, говорят, что это только первая ласточка. Боятся краха Европейского Союза. Наше правительство готовит финансовые резервы, чтобы залить грядущий кризисный пожар потоками ликвидности.

При этом особенность нынешней ситуации в том, что по большому счету никто не понимает, что нужно сделать, чтобы гарантированно избежать будущих потрясений. Кризис воспринимают как стихийное бедствие, которое по неизвестной причине движется на род людской, угрожая обрушить «мирную счастливую жизнь миллионов». И главная цель – оттянуть его, отодвинуть как можно дальше, а там... Даст Бог, пронесет.

Однако проблему кризиса можно воспринимать более осмысленно, если придать ей религиозное измерение. Это можно сделать, если выяснить, что слово «кризис» значило в древнегреческом языке.

На русский язык  κρίσις (krisis)переводится как«суд» или «приговор». То есть, кризис можно понимать как суд, который вершится и над отдельным человеком, и над целым обществом.

Получается, кризис – это, во-первых, расплата за прежние прегрешения, причем совершенно неизбежная, по принципу «сколь веревочке не виться». В каком-то смысле надеяться избежать кризиса совершенно напрасно. Как заметил отечественный философ Александр Пятигорский, очень забавно слышать, как политики говорят про «урегулирование кризиса». Действительно, как его можно урегулировать, если это действительно кризис?

Во-вторых, кризис – это не только расплата за прошлое. Это, как ни странно, вечное состояние человека с точки зрения христианина. Все свои поступки и мысли, всю свою жизнь он должен воспринимать в перспективе Последнего, Страшного Суда, как – всегда стоящий под Судом Божиим. Наверно, поэтому датский христианский мыслитель Кьеркегор считал, что существование человека вообще не может быть не-кризисным. В свой книге «Болезнь к смерти» он говорит: «Состояние человека всегда является критическим. О кризисе говорят по отношению к болезни, но не по отношению к здоровью… но если человек рассматривается как дух, то критичны как здоровье, так и болезнь… никакого непосредственного здоровья духа не существует».

Об этом значении слова «кризис» есть письмо святителя Николая Сербского из его книги «Миссионерские письма», которое настолько замечательное и хорошее, что мы, пользуясь случаем, хотим процитировать его целиком. Написано оно было еще в конце 20-х годов 20 века, и святитель Николай имел в виду тогдашний мировой кризис, который прозвали «Великой депрессией». Однако читается оно так, как будто было написано сегодня, и имеет в виду сегодняшние события.

Письмо Священнику К., о мировом кризисе

Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? «Говори, если есть у тебя нечто большее молчания», – сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.

«Кризис» – слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).

Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия».

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: «суд Божий!», наводнение – «суд Божий!». Начиналась война или эпидемия – «суд Божий!»; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – «суд Божий!». Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не «судом», а «кризисом». Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, – богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово «кризис» перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: «суд Божий!».

Назови и ты, честный отче, «кризис» «судом Божиим», и все будет тебе понятно.

Привет тебе и мир от Господа! 


Источник: Журнал «Фома»