Критический момент человеческой истории. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Евангелие субботы (Лк, 105 зач., 21, 8—9, 25—27, 33—36)
Господь сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
 
И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
 
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
 
Когда мы начинаем размышлять о знамениях конца мира, Господь говорит нам: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко». Прежде Второго Пришествия Христова восстанут многие лжехристы и произведут великие смятения. Приход с именем Господа, с исповеданием имени Его среди всеобщего распада может показаться для многих светом. Но это будет критический момент человеческой истории.
 
«Не очаровывайтесь этой видимостью», — говорит Христос. Те, кто более всех интересуется конечными судьбами человечества (хотя это похвально), подвергают себя опасности быть обманутыми. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь». Мы должны обратить внимание на то, как Господь заповедует нам воспринимать апокалиптические события: «Берегитесь; не ходите вслед их; не ужасайтесь». Эти события придут. Но важно, что будет происходить в нас. Мы не обманываемся только тогда, когда смотрим на все глазами Христа. Господь обещает нам, что мы никогда не будем оставлены в этих испытаниях одни. И чем больше скорби, тем ближе к нам Господь. Подобно трем отрокам вавилонским, которые среди бушующего пламени «яко во цветнице хождаху радованною ногою», святые Божии люди должны будут пройти через страдания и смерть. Господь прямо говорит, что ждет тех, кто отважится идти вслед Ему.
 
«Ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец». Когда что-то гибнет, мы говорим: «это конец». Но Господь различает разрушение и конец. Разрушение придет, но не следует смешивать разрушение и конец. Однако когда приходит разрушение, мы должны жить ожиданием конца. Мы должны быть непоколебимы в вере, что Иисус есть Христос, Сын Божий, что Его учение — благовестие Бога, и быть глухими к проповеди лжехристов и антихристов.
 
Господь говорит, что поколеблется то, что кажется твердым и непоколебимым, то, что совне окружает нас и защищает нас. «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится». То, что вверху, и то, что внизу, то, что возвышается над нами, и то, что держит нас, — небо и земля — все придет в движение. И вследствие этого колебания наступит сильное уныние — не просто отдельных людей, а «уныние народов и недоумение».
 
«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий». Вначале природные знамения в солнце, луне и звездах, шум и возмущение моря, сопровождаемые унынием народов. Затем — смерть под действием страха и ожидания, что произойдет с перенаселенной планетой. Состояние смерти у большинства людей, вследствие полной неуверенности в будущем. Эта совокупность явлений тоже представляет собой знамение. Небывалый распад жизни — знамение и предвестие величайшего события: «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Только что мы слышали о людях, издыхающих от страха и ожидания. И вот, в этом же самом мире, среди этого самого мира, с высот этого мира открывается явление Сына Человеческого. Он облечен силою и славою многою. Сила, принадлежащая Сыну Человеческому, осуществляет замену нашего распадающегося мира на другой. Эта сила — не от этого мира, но она принадлежит Тому, Кто носит человеческое имя, Сыну Человеческому. Потому, что бы ни произошло в мире — не может быть для нас страшным с этим Сыном Человеческим. Ибо с Ним приходит к нам Царство Божие. Это несомненно, это Превечный Божий Совет. «Небо и земля прейдут, — говорит Господь, — но слова Мои не прейдут». Тот, Кто произносит эти слова, словом сотворил небо и землю. И каждое Его слово — крепче всей вселенной. Потому «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».
 
Но это не все. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими», — говорит Господь. «Смотрите за собою» — это заповедь всем Христовым ученикам. Господь предупреждает об опасности самоуверенности и чувственности. Во все времена мы должны быть осторожными, иногда — в особенной степени. По видимости, мы далеко от солнца, луны, звезд, шума моря и возмущения его. Но этот призыв Господа находится в непосредственной связи с вселенскими катаклизмами. Только что мы видели, как то, что было неподвижным, пришло в движение. Теперь Господь говорит: «Остерегайтесь того, что мешает вам двигаться». Ничто не мешает нам так, как то, что отягчает нас. Сила прочности и неподвижности — не в стихиях мира, она — в нашем сердце, в нем — солнце, луна и все звезды небесные, которые должны придти в движение.
 
«И чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному». Как человечество умудряется сделать из своей жизни сеть, которая лишает его движения? День смерти может придти к нам неожиданно, когда мы не готовы, и тогда мы окажемся пойманными в сеть. Из самого Второго Пришествия Христова, как мы видим, можно сделать нечто неподвижное, в котором мы станем окаменевшими, вследствие «окамененнаго нечувствия». Страшен этот образ сети, находящей на всех людей! Как может такое произойти, что избавление, которое дает Господь, станет для кого-то сетью, ловушкой? Чтобы этого не произошло, «бодрствуйте на всякое время и молитесь». Поистине бодрствование — другое именование Христова избавления. Того избавления, о котором апостол Павел говорит: «Где Дух Господень, там свобода». И мы должны молиться, чтобы «избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого». Не только избежать всех сих будущих бедствий, но предстать пред Сына Человеческого. Не только предстать пред Ним, как Судией, но как пред нашим Учителем и Господом. Ибо Сын Человеческий — не охотник, расставляющий сеть, Он — не браконьер. Сын Человеческий — наш Спаситель, Он сражается за нас и вместе с нами, чтобы мы могли пройти через все преграды к Нему.
 
Страшное колебание мира ставит перед всеми людьми один вопрос: есть ли что в мире другое, чем мир? И нам дается ответ: в мире есть Тот, Кто идет к нам, и Его приход освобождает нас от страха. Благодаря Ему, мы узнаём, что есть будущее, есть то, чего стоит ждать. Нам дана эта возможность. Но чтобы это будущее стало нашим, надо, чтобы мы бодрствовали на всякое время. Это бодрствование требует мужества и решимости в противостоянии всякому греху. Ибо оно должно быть замешано на том, что противоположно нашей самодостаточности, — на молитве. «Бодрствуйте на всякое время и молитесь».