КРАСОТА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ И МИЛОСЕРДИЯ
Надежда в христианском мировосприятии.
Святой Иоанн Кронштадтский: «Надеяться на Бога – значит поручить Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность и с уверенностью ждать исполнения Его обетования. Надежда происходит от веры, как растение из семени, как ручей из источника».
Надежда есть позволение человека, чтобы в его жизни действовал Бог.
Преподобный Серафим Саровский: «Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света».
Однако Господь не отвергает даже попытку надежды. Такая попытка выражается человеком, который в тяжелых обстоятельствах молится Богу. Об этом говорит святой Филарет Московский.
Святитель Филарет Московский: «Чем подогревается надежда? Для сего надобно отвлекать мысль от предмета печали и занимать ум и сердце молитвою. Не должно смущаться тем, что в этих обстоятельствах молитва несовершенна. Приносите Богу намерение молитвы, а Он призрит и даст молитву молящемуся».
Блаженный Диадох Фотикийский: «Надежда – исшествие ума в любви к Богу».
Что есть христианская надежда? Это чувство того, что, несмотря на обстоятельства, всё не просто когда-то будет хорошо, но уже и сейчас хорошо – потому что Бог любит сейчас.
И ещё это чувство несомненности хорошего конца, так как хороший конец освящён евангельским счастливым Концом – Воскресением.
По этой причине святой Иоанн Лествичник говорит, что надежда даёт человеку обладать благом ещё до того, как он начнёт им обладать.
Христианская надежда никогда не подводит, потому что имеет своим основанием Бога. А Он больше нас хочет, чтобы всё у нас было хорошо. Для Него драгоценна вся наша жизнь, Он всем Собою участвует в нашей жизни.
При этом враг старается отвратить нас от надежды, предлагая решить все наши проблемы через грех, который мы должны совершить. «Или соври, или пострадаешь», «или ответь злом на зло, или пострадаешь» и многое тому подобное предлагает нам враг.
Есть разница между тем, как помогает враг и как Бог. Если враг много обещает блага, то Бог кротко предлагает Себя. Враг предлагает обойти мучение, Бог –пройти сквозь мучение и вынести опыт преображения. С врагом человеку кажется, что всё будет хорошо, а всё оказывается плохо. С Богом кажется, что всё будет плохо, а всё оказывается хорошо.
Одна девушка преподаёт в неком городе в Украине во взрослой воскресной школе. Несколько недель она лежала с ребёнком в больнице. Когда выписалась, ей нужно было готовить урок на воскресенье. Она включила компьютер, но была до такой степени уставшей и грустной, что решила пропустить и это занятие. Когда компьютер уже выключался, внезапно на весь экран засветились слова из Евангелия: «Как прекрасны ноги благовествующего благое». Никаких программ, которые были бы связаны с появлением текста на мониторе, у девушки нет. Она восприняла это как знак свыше, как подтверждение того, что Бог участвует в её жизни. Тогда она подготовила урок и провела занятие в воскресенье.
Надежда связана с доверием Богу.
Наши личные отношения с Богом, бывает, включают в себя и обиду на Него. На земле мы далеко не всегда можем понять причину пережитой или переживаемой нами скорби, и эта скорбь, которая далеко не всегда вызвана нашим личным грехом, побуждает душу задать вопрос: «Почему и за что?». «Я верю, что Ты милосерден, но не могу сочетать эту веру с тем, что терплю сейчас». Такой вопрос задаёт та душа, для которой Бог стал очень дорог, и она не может принять его иначе как любящим. И тогда душа, как Иов, зовёт Бога на суд, но не для того, чтобы судить Его, а для того, чтобы Бог оправдался, чтобы Он снова открылся как любящий, выявил смысл скорби и исцелил её. А Он скоро-скоро исцелит, ибо не хочет, чтоб мы жили в скорбях, но желает, чтобы мы доверялись Ему, всегда любящему, и ощущали, что надежда на любящего никогда не будет напрасна.
Разве был на земле хоть один, кто доверился Господу и не стал в конце концов победителем? В Ветхом Завете сказано: «Взгляните на прежние роды: кто верил Господу и постыдился?» Имеется в виду, что таковых в мире не было. Однако Господь ждёт и нашего личного подвига, который должен предшествовать благодатной помощи, пресекающей страдание. Человеку следует поступить как христианину там, где всё вокруг вынуждало его поступить как грешник.
Приведу одну историю об этом.
Протоиерей Игорь Гагарин: «Вспоминаю, когда одна девушка, окончив школу, вступила в тот возраст, когда нужно всерьёз думать о том, чтобы не остаться одной. Она со мной делилась: ‟Батюшка, как быть? Как только я знакомлюсь с каким-нибудь парнем, и он узнает, что между нами не будет ничего такого без брака, он тут же утрачивает ко мне всякий интерес, и я остаюсь одна. А может быть, и нет таких ребят, способных это оценить? У меня есть серьезный соблазн – может, отодвинуть в сторону это наше православное”. Многие так считают: ну, такая жизнь, потом покаюсь. Я её очень просил: ‟Не делай этого. Господь обязательно вознаградит и пошлёт тебе хорошего. А с этими ребятами, которые, узнав, что ты не допустишь близости до брака, сразу же покидают тебя, с ними ничего хорошего бы и не вышло. Если ты встретишь действительно достойного человека – он это поймёт и оценит”. Слава Богу, так и случилось. Сейчас она замужем за очень хорошим человеком, и у них прекрасная семья, растёт ребёнок. Какое счастье, что она сумела устоять!».
Виктор Франкл: «В трудные минуты кто-нибудь смотрит на нас – друг, жена, близкий человек – живой или мертвый, или Бог – и ожидает, что мы не разочаруем его».
Верность имеет в мире огромное значение. Верность там, где, кажется, ничего нельзя уже сделать и исцелить. Именно такая верность приносит свет в жизнь другого, приносит вечность. Дело в том, что Бог действует в жизни людей не сразу, предоставляя нам возможность совершить личный подвиг. И тогда Он приходит на помощь.
Когда человек искушаем помыслами неверия, его верностью будет сказать: «Я христианин, даже если христианства нет». Жена верует в то, что злобный алкоголик или тиран муж станет наконец человечным. Молящийся о любимом верит, что помощь придёт. И эта их вера не бывает посрамлённой, не проходит бесследно – Бог обязательно приходит на помощь туда, где человек отдал всё своё до конца. Тогда Он исцеляет то, что человек не может исцелить, исправляет то, что никто не мог исправить. Бог никогда ещё не посрамил верность жертвенного человека.
Милосердие и сердце милующее как проявление христианства
Господь желает, чтобы мы творчески преобразовывали этот мир, чтобы являли собой христианский свет там, куда приходим.
Приведу по этому поводу такую притчу:
Однажды на улице я увидел голого ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу:
– Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?
Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос:
– Я кое-что предпринял. Я создал тебя.
Святой Серафим Саровский: «Бог печётся о каждом человеке так, как если бы он был у Него единственным».
Но и мы должны о каждом заботиться как о единственном.
Каждый из нас может исцелить некую частицу мира, прежде всего в самом себе. По мере изгнания страстей из сердца там поселяется Бог – и мир вокруг нас меняется. Но каждый из нас должен и деятельно заботиться обо всём и всех.
Старец Паисий Афонский: «Будет хорошо, если мы станем делать то, что нам по силам, как следует: негромко, не преследуя те цели, которые превышают меру наших возможностей, ибо иначе дело пойдет в ущерб нашей душе и телу, а часто и в ущерб Церкви».
Для того чтобы определить свою меру, нам надо советоваться с духовником или опытным батюшкой, который нас знает.
Святой Ефрем Сирин: «Прекрасны молитва и пост, но их украшает милостыня, ибо сказано: ‟Милости хочу, а не жертвы” (Ос. 6:6)».
Что именно делать?
Старец Иоанн Крестьянкин: «Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!».
Святой Исаак Сирин: «Господь наш для уподобления нашего величию Отца небесного назначил нам милосердие».
На древнеанглийском Спаситель произносится как Целитель. Никто не должен пренебрегать служением милосердия и милостыни. Именно милующее сердце наиболее делает нас богоподобными.
Святой Макарий Великий говорит, что верх совершенства – видеть грешника и сострадать ему, жалеть о нём, миловать его. Это то, что делает Христос. И это то, что может делать и христианин.
В дневниках Тараса Шевченко есть такая запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут… С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости…».
Святой Алексей Мечев: «Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего ‟я”, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились».
Святой Иоанн Златоуст: «Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас».
Христос ждёт от нас милосердия как проявления милующего сердца. Однако к стяжанию милующего сердца человек идёт постепенно. И тут, как и в любой добродетели, важно вначале исполнять внешнюю её форму, делать дела милосердия и молиться о том, чтобы сердце было милующим. Тогда Господь, увидев наш труд, пошлёт нам то, что мы ищем.
Каждому из нас бывает трудно. Но радовать других, когда тебе самому больно, – это большой подвиг. Христос обязательно возрадует того, кто радует других.
Причём Христос принимает даже наше доброе пожелание, когда в нём есть боль за другого.
Старец Паисий Афонский: «Если тебе станет больно за человека, который от сердца просит тебя помолиться о нем, и ты скажешь ему: ‟Не бойся, ты станешь лучше”, то тем самым ты дашь ему Божественное благословение. В этом добром пожелании много любви, много боли, и поэтому оно обладает силой. Это угодно Богу и Он исполняет благословение».
Блаженный Августин: «Не входят в истину иначе как через любовь».
И в завершение приведем слова святой мученицы Императрицы Александры: «Быть добрым – значит быть счастливым».
Артём Перлик
https://pravlife.org/ru/content/krasota-hristianskoy-nadezhdy-i-miloserdiya
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии