Кот в мешке. Мешок без грифа. Оксана Гаркавенко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Книги (религиозная литература)

К нам в редакцию пришла женщина и принесла книгу с ликом Спасителя на обложке: «Мои друзья, зная, что я верующий, церковный человек, подарили мне вот это. Я начала читать и очень удивилась. Разве это православие?». Впрямь, есть чему удивиться. Откроем наугад: «Есть Единый Бог Отец — Творец всего сущего. Есть Единый Сын Божий Иисус Христос — Человек, который именуется сыном Божиим не по Божественному Существу — Естеству, ибо Божественная сущность Неделима и Невоплотима, а только по Духу Святому, так как Иисус Христос явился в мир по Божественному Произволению и с Божественными полномочиями — Благоволениями, но нет Бога Сына. Есть БОГ — ДУХ, то есть Сам БОГ Отец по своей сущности, ибо Духом именуется сама сущность естества — субстанция Бога, но нет Святаго Духа — Бога, ибо Духом Святым именуются Действия Самого Бога Отца» (сохранена авторская орфография).

О бизнесе «православных» книгопродавцев

За давностью лет без специального расследования теперь сложно выяснить, действительно ли данные тексты принадлежат тому, чье имя значится на обложке. В невразумительном предисловии некая Наталия Княжинская сообщает, что она нашла их, «разбирая архивные материалы» (какие? где? хотя бы в какой епархии? — ведь предполагаемый автор сменил несколько кафедр). Действительно ли владыка, ранее занимавший значительные должности по линии церковной дипломатии, впал в ересь, или же эти тексты ему приписали, цинично прикрывшись именем покойного? С одной стороны, в истории Церкви всякое случалось, бывали и патриархи-ересиархи. С другой — это ведь не в лесу птицам небесным проповедовалось (если действительно проповедовалось). Могло ли быть так, чтобы никто из прихожан не понял и не довел до сведения Патриархии: практически в каждой проповеди епископ озвучивает взгляды, никак не совместимые с Православием?

Прихожанка, принесшая эту книжку к нам в редакцию, оказалась, по счастью, грамотной. Но не всякий вот так сразу разберется в том, что ему подсунули. Тот, кто приобретает якобы православные издания, не имеющие грифа «Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви», может купить совсем не то, что ожидал.

В 2010 году этот гриф введен в обязательном порядке для книг, выпускаемых православными издательствами. Получить его, кстати, могут при желании и издательства светские — если они намерены распространять свои книги и через церковную сеть книготорговли, а не только через обычную. Получение грифа означает, что издание не содержит никаких искажений православного вероучения и, следовательно, допускается к реализации через храмы и магазины православной книги, работающие по благословению Правящего Архиерея. В Саратове таких магазинов два: «Покровская книга» на территории храма в честь Покрова Божией Матери и «Православный мир» (ул. Б. Казачья, 52). Так что для светских издательств, выпускающих книги православной тематики, получение грифа — возможность расширения поля деятельности. Но на что попало такой гриф, понятно, не поставят.

Когда вводили грифование, некоторые ворчали: снова цензура, начинается… Жизнь показала: это была необходимая мера. В частности, книга, о которой шла речь, получить гриф не имела бы никаких шансов. Как и некоторые книги издающейся ныне серии «Россия Православная» (совместный проект Издательских домов «Вече» и «Провинция», Москва),— случайно купив одну из них в киоске «Роспечати», я не могла не поинтересоваться остальными. В серии снова принимает участие уже знакомый нам А.Трапезников — теперь в качестве автора впечатляющей книги «Десять веков Православия». Как говаривал один из самых симпатичных данному автору исторических деятелей, незабвенный Иосиф Сталин, эта штука посильнее «Фауста» Гёте. При беглом не чтении даже, а выборочном перелистывании «Десяти веков» обнаруживаешь такое количество ляпов, что оторопь берет. Оказывается, святой князь Владимир, крестивший Русь, был отцом Владимира Мономаха (с. 48), и нужды Трапезникову нет, что первый умер в 1015 году, а второй родился в 1053-м, и хотя бы по этой причине ну никак не мог быть сыном собственного прадеда. В ряд русских князей, принявших в Золотой Орде мученическую смерть от монголов, почему-то попал Юрий Московский (с. 29). К сведению Трапезникова: этот князь был убит в Орде отнюдь не монголами, а русским же князем Димитрием Грозные Очи, сыном святого Михаила Тверского, умученного в Орде по наветам Юрия. За этот акт мести князь Димитрий Михайлович был казнен по приказу хана. Никакой газетной площади не хватит, чтобы прокомментировать все подобные несуразицы на страницах «Десяти веков Православия». Особенно хороши в этом смысле главы, посвященные Ивану Грозному. Здесь уже сплошная ненаучная фантастика. Чувствуется, что сектантское движение сторонников канонизации «иже во святых отца нашего Государя Иоанна Васильевича» не оставило автора равнодушным. И хотя прямо о святости Грозного он не говорит, к этому деятелю автор явно пристрастен — настолько, что готов как угодно искажать реальные исторические события в духе мифологии сторонников прославления одного из самых кровавых тиранов в российской истории.

В книге А.Воронцова «Крещение Руси» читаем: «Когда евреи еще были язычниками и поклонялись кровожадному Ваалу и золотому тельцу, в «Авесте» уже было сказано: “Исповедую себя поклонником Господа Всеведующего”» (с. 24). Что значит «еще были язычниками», если именно еврейскому патриарху Аврааму было дано Откровение об истинном богопочитании? Потомки Авраама периодически уклонялись в идолопоклонство, откуда их возвращали посылаемые Всевышним пророки. Как известно, евреи сделали себе золотого тельца, пока Господь на вершине Синая давал Свои заповеди Моисею. Только вот Моисей, по мнению историков, жил в XIII веке до Рождества Христова, а составление «Авесты» легендарным Заратустрой приходится веков так на семь-восемь позже — на шестой или пятый. Неувязки с датами фатально преследуют авторов серии «Россия Православная». Странные реверансы перед «Авестой» становятся понятнее, если принять к сведению следующее утверждение: «Далекие предки русичей искали символ веры за много веков до того, как прозвучали поразительные слова христианского Символа веры. <…> Деятельное добро виделось ариям, пришедшим в Иран с берегов Днепра и Дона, как всепобеждающая сила…» (с. 24–25). В общем, Россия — родина слонов, но теперь это скроено на слегка неоязыческий фасон (сейчас так носят).

В той же серии выпущена книга «Обычаи и верования русского народа» (составитель А. Брежнев), которую правильнее было бы назвать обзором околоправославных суеверий. В Страстной Четверг окунитесь три раза в реку, покатайтесь по земле на восток, потом на запад — и будет вам счастье. Так делают девицы в каком-то селе Костромской губернии, а вы чем хуже? Потом надо петь песни (в Страстной Четверг!) и призывать весну (с. 48). Полезно после освящения вербы проглотить несколько пушистых шариков-соцветий, чтобы не болело горло (с. 43) (только если подавитесь — претензии к составителю книги, а не к газете). Всё бы ничего, будь это книга по этнографии. Но при чем здесь Православие?

Не думаю, чтобы издателями названных и не названных здесь книг двигала целенаправленная злая воля. Действует чисто коммерческий расчет: книги православной тематики востребованы, значит, надо издавать. Небольшой мониторинг киосков «Роспечати» убедил в том, что спрос на книги этой серии довольно высок — их разбирают!

Еще один ходкий на книжном рынке товар — продукция, в которой псевдоправославная риторика откровенно смешана с оккультизмом. «Православные молитвы и заговоры», «Иконы-обереги Пресвятой Богородицы» — всё это рассчитано на людей или совсем уж неосведомленных, или, скорее,— на упорствующих. Ибо Церковь неустанно твердит о несовместимости заговора и молитвы, оберега и иконы; те, кто не хочет слышать ее голос, похоже, «сами обманываться рады».

Вовсе не хочу сказать, что все книги, изданные без грифа, никуда не годятся. Во-первых, немало прекрасных православных книг вышло еще до того, как была принята эта мера защиты качества. Тогда, и в некоторых случаях теперь, гриф заменяло благословение архиерея той епархии, где книга издавалась. Однако далеко не всегда это срабатывало: мы сталкивались с ситуациями, когда архиерейское благословение фальсифицировалось. В частности — на книгах, посвященных «святому чебаркульскому отроку» Славику. Но сейчас, когда гриф уже существует, стоит ли рисковать и тратить деньги на псевдоправославную макулатуру? Светские издательства, дорожащие своей репутацией, выпуская книги православной тематики, обязательно проводят их через экспертизу Издательского Совета. Но если вы держите в руках незнакомую вам православную книгу незнакомого нецерковного издательства, грифа почему-то не имеющую, вероятно, есть смысл задуматься: а не действуют ли ее издатели по принципу «срубить сто рублей и убежать»? Лучше, наверное, не выбрасывать зря свои кровно заработанные.


Источник: Православие и современность