Когда судьбу храма решают люди, которые в него не ходят. Марина Богданова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Храм архистратига Божиего Михаила в селе Комаров, переведенный в ПЦУ

11 января храм УПЦ в селе Комаров, Винницкой области путем голосования территориальной общины и стараниями власти был переведен в ПЦУ.

Решение о переподчинении в ПЦУ храма Украинской Православной Церкви архистратига Божиего Михаила в селе Комаров, Винницкой области приняли люди, которые живут в селе, и на этом основании считают, что имеют право решать судьбу храма. На собрании представителей территориальной общины села Комаров было проведено голосование: 67 голосов – "за", 9 – "против" и трое воздержавшихся. И это при том, что всего в селе около 500 дворов и свыше 2000 жителей. Храм здесь построили в начале 90-х, и 20 лет настоятелем в нем был о. Валентин Гуторов. Все эти годы приходская община насчитывала чуть более 20 человек – в основном, женщины среднего и преклонного возраста.

Когда всем и всё заранее ясно

В своем отношении к ПЦУ священник храма озвучивал прихожанам колеблющуюся позицию, но на Рождество стоял в бывшем кафедральном соборе рядом с бывшим митрополитом Симеоном. Так что еще до собрания участь храма была предопределена. На мероприятие Валентин Гуторов прибыл в сопровождении секретаря Винницкой епархии ПЦУ Владислава Демченко и двух бывших священников УПЦ, перешедших в ПЦУ.

Представители ПЦУ

Прихожане храма, понимая, какое решение будет принято на собрании жителей села, абсолютное большинство которых к храму подходили, в лучшем случае, на Пасху святить куличи и яйца, обратились за помощью в Винницкую епархию УПЦ.

Собрание проводилось в сельском клубе с соблюдением внешних формальностей, когда всем и всё заранее ясно. При этом никто не ставил под сомнение правомочность ситуации, когда судьбу храма могут решать люди, которые в него ни ногой.

Поддержать общину в Комаров приехали руководитель юридического отдела Винницкой епархии УПЦ протоиерей Владимир Тютенко, настоятель храма Иоанна Кронштадского в  Виннице протоиерей Петр Чаплинский и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Вороновице протоиерей Александр Онищенко.

Также на мероприятии сельского масштаба оказалось достаточно много представителей СМИ.  И, конечно же, присутствовали председатель территориальной общины  Александр Ковинко и староста села Виктор Гиренко. Собрание проводилось в сельском клубе с соблюдением внешних формальностей, когда всем и всё заранее ясно. При этом никто не ставил под сомнение правомочность ситуации, когда судьбу храма могут решать люди, которые в него ни ногой.

Зал реагировал бурными аплодисментами

Участникам мероприятия раздали два вида листовок: двустороннюю от УПЦ: 

"ТОМОС (ГРАМОТА) ПАТРІАРХА МОСКОВСЬКОГО І ВСІЄЇ РУСІ ОЛЕКСІЯ ІІ ПРО ДАРУВАННЯ НЕЗАЛЕЖНОСТІ ПРАВОСЛАВНІЙ ЦЕРКВІ В УКРАЇНІ ВІД 27 ЖОВТНЯ 1990 Р."/"ПРО ЩО СВІДЧИТЬ ЛИСТ ПАТРІАРХА МОСКОВСЬКОГО І ВСІЄЇ РУСІ ОЛЕКСІЯ ІІ ДО МІНІСТРА ЮСТИЦІЇ УКРАЇНИ ОНОПЕНКА В.В. ВІД 29 ГРУДНЯ 1993Р."

И от ПЦУ "ПРО ЩО МОВЧИТЬ МОСКОВСЬКИЙ ПАТРІАРХАТ В УКРАЇНІ?". Мол, думайте люди.

"В Украине происходит исторический момент, когда Святая Православная Церковь может войти в семью всех Православных Церквей. Я сказал, что никакого выбора без общины я делать не буду – выбор за вами!", –заявил настоятель храма Валентин Гуторов.

Владислав Демченко, "клирик" ПЦУ

"Еще с 11 октября, когда патриарх Варфоломей восстановил тот статус церкви, который был в 1686 году, и обновил свою власть над территорией Украины, он написал Грамоту митрополиту Симеону, в которой написано ... "поздравляю и принимаю весь клир, всех священников и всех людей, которых вы имеете под собой, под свой омофор". Так что ваши запреты (УПЦ прим. авт.) были недействительности и тогда. А теперь, когда мы, наша церковь, получила автокефалию, посылайте свои запреты с таким же успехом в Польшу, Чехию и куда хотите. Там их также будут воспринимать, как и мы", – Владислав Демченко о каноничности священников ПЦУ.

Зал реагировал на эти слова бурными аплодисментами.

Ответьте честно перед собой и Богом

"Церковь – это Тело Христово. Люди, которые устраивают раскол, разрывают Тело Христово. Поэтому раскол – самый страшный грех перед Богом, который не смывается даже мученической кровью. Вера – это верность Богу и Матери Церкви, которая тебя духовно родила", – на эти и все другие слова о Боге и вере о. Владимира Тютенко из УПЦ аудитория отвечала ропотом. Житейские аналогии священника, старавшегося объяснить нецерковным людям суть происходящего вокруг Церкви, также вызвали, в большинстве своем, негативные реакции.

Люди, решавшие судьбу храма слова священников УПЦ о сущности и природе Церкви воспринимали негативно

В то же время представители ПЦУ приводили очередные аргументы в стиле того, что говорят по телевизору. Собрание переходило в дискуссию. И когда выступавшие прихожанки храма позволяли себе произносить слова "Христос" и "Иуда", пожилые женщины в зале заглушали их громкими хлопками. Председатель собрания призвала собравшихся не произносить слова "обман" и "неправда" ради соблюдения корректности.

О. Петр Чаплинский провел аналогию, что как он мало понимает в сельском хозяйстве, так и собравшиеся в зале нецерковные люди понимают то, что сейчас происходит в зале: "Большинство из вас этот вопрос просто не знают. И это правда, на которую не нужно обижаться. Большинство из вас в церковь не ходили и, возможно, не будут ходить. Ответьте честно перед собой и Богом – большинство из вас никогда в жизни не исповедовались. Чтобы понять, о чем идет речь, войдите в церковную жизнь, в молитву, в пост, в богослужение. Тогда вы поймете. Любить всех надо, но любовь – это в первую очередь правда. А если говорить неправду, то это не любовь. Не спешите делать выводы – познайте веру. Пройдет время, и вы сами почувствуете, где правда".

Кто знает "Символ веры"?!

"Мы не стадо баранов!" – прокричала в качестве ответа на этот вопрос священника УПЦ женщина в возрасте, озвучивая общую реакцию собравшихся. За свою, сугубо украинскую церковь, независимую именно от Москвы, высказалась и бывшая председатель сельсовета, в свое время инициировавшая строительство храма в селе. Ее искренняя и колоритная речь, наполненная любовью к родной земле и языку, встретила горячую поддержку. Правда, про Бога в ней ничего не было.

"К Богу идут Божией дорогой – одной единственной. И меня никто не переубедит, что я не на верном пути", – так активная прихожанка храма Валентина Колесник суммировала позицию своей церковной общины, сохранившей верность УПЦ .

Прихожанка храма УПЦ Валентина Колесник

Однако о том, чтобы за изменения принадлежности храма голосовали только члены общины, в накаленной обстановке не могло быть и речи. Тогда прихожане и священники УПЦ предложили допускать к голосованию только тех, кто знает "Символ веры". Это вызвало сначала замешательство в зале, а потом ропот и хохот. И проголосовали все, кто зарегистрировался для участия в собрании.

Но случился конфуз, который не предвидели организаторы. На предложение председателя собрания голосовать за то, чтобы храм принадлежал Украинской Православной Церкви, руки подняли большинство собравшихся. Но ведь это и есть УПЦ! Но тут "священники" ПЦУ начали что-то лихорадочно объяснять на повышенных тонах и уже произошло голосование с другой формулировкой. Те же руки поднялись за "другую церковь".

Присутствующие вначале голосовали за каждую Церковь, где звучало слово "украинская" 

Закончилось собрание коллективным исполнением колядки. Селяне разошлись.

"Душа ликует, хотя объяснить это трудно"

Церковная община, потерявшая и священника, и храм тут же нашла поддержку от Винницкой епархии. Во-первых, решение этого собрания будет оспариваться в суде. Во-вторых, и это главное, в общину назначат нового канонического священника – надо только найти место для богослужений.

Удивительно, но люди, лишившиеся в одночасье своего храма, уходили с собрания в радостном настроении и со светлыми лицами. Женщины обнимались и передавали друг другу слова старца, что будет у них и место для молитвы, и новые люди вольются в общину. 

"К нам уже присоединились те, от кого никогда не могла этого ожидать" – рассказала одна из прихожанок.

"Душа ликует, чувство радости и праздника, хотя объяснить это трудно", – сказала Валентина Колесник. Когда подъехали к храму, женщина вспомнила, как много лет назад она, с сильной болью в спине, сама перетаскала груду кирпичей для его строительства. Теперь ей пришлось забрать из отнятого храма принесенные ею иконы, дабы не оставлять их на осквернение.

А через час после собрания одна из жительниц Комарова предложила общине для богослужений пустующий дом своей матери, который она почему-то два года не могла продать. Ахристратиг Михаил не оставляет прихожан своего храма.

http://spzh.news/ru/zashhita-very/59122-kogda-sudybu-khrama-reshajut-lyu...