Когда нас так мало, и когда так много у нас врагов
Евангелие среды (Лк, 47 зач., 9, 44—50)
Сказал Господь Своим ученикам: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Господь предупреждает Своих учеников о приближающихся Его Крестных страданиях. «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». В других Евангелиях к этому добавлены слова: «И убьют Его». А в Евангелии от Луки подчеркнуто, что Господь возвещает о том, что Ему предстоит, — в то время, когда весь народ дивится Его чудесам. У иудеев было ложное представление о Его временном царстве, о Его земном величии и славе, и теперь они ждут, что Господь Своей могущественной силой с легкостью осуществит их мечты. Потому Христос снова напоминает им, как далек Сын Человеческий от того, чтобы в Его руки были преданы люди, и потому Он будет предан в руки человеческие. «Вложите вы себе в уши слова сии», — торжественно провозглашает Господь. «Примите то, что Я говорю, и покоритесь этому». Слово Христово будет бесполезным для нас, пока мы не вложим его себе в уши, в умы и в сердца.
И снова мы видим полное непонимание учеников. Хотя то, что говорил Господь, было достаточно ясно, но они не желали понять его в буквальном смысле и не могли понять ни в каком другом. «А спросить Его о сем слове боялись», потому что они рады были обманываться и ни за что не хотели расставаться со льстящими их воображению мечтами. В Евангелии от Луки добавлено, что это слово «было закрыто для них». Не потому, конечно же, закрыто, что Господь, жалея их, не открывал им всей правды, чтобы не помрачились они от горя, но потому, что они сами нарочно закрывали глаза на нее.
«Пришла же им мысль: кто из них больше?» Желание чести и славы, и желание первенства — грехи, более всего поражающие учеников Господа. Эти грехи проистекают из той поврежденности человеческого естества, которую они призваны победить, научаясь смирению Христову. Желающие быть великими в этом мире подвергают себя множеству искушений и бед, которых могли бы безопасно избегнуть, если бы довольствовались быть малыми, меньшими — теми, кто скромно исполняет свой долг в меру дарованных им сил.
Господь ясно видит намерения и помышления наших сердец. Наши сокровенные помыслы — как слова, произнесенные вслух для Него, и сказанное шепотом «втайне» — как громкий крик для слуха Господня. «Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою». Христос хочет, чтобы Его ученики искали той чести, которая достигается кротостью и смирением, а не той, которая достигается лишающими покоя амбициями. Пусть они уподобятся этому ребенку, кроткому и смиренному. Пусть они желают быть меньшими, если действительно стремятся стать полезными для Церкви. Да будет дано им узнать, каков путь духовного восхождения. Кто любит Христа, тот примет детей во имя Христово, потому что они более всего напоминают Его. Добро, соделанное им, Христос принимает как добро, соделанное Ему.
«Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня». Кто из нас не содрогнется от этих слов сегодня, видя миллионы убиваемых прежде рождения и миллионы растлеваемых, едва успевших родиться детей! И может ли человек достигнуть большей чести, чем узнать, что он сподобился принять Самого Бога Отца и посланного Им Сына Единородного в Духе Святом в этом мире?
«При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Вероятно, этот человек однажды услышал Христа, уверовал в Него и стал обращаться к Его имени с молитвой для изгнания бесов. Этого человека ученики Христовы хотели остановить. Они хотели запретить ему молиться и проповедовать, хотя это было к славе Христовой. Христос упрекает их за это: «Не запрещайте ему». «У него такие же устремления, как и у вас, он идет к той же цели, что и вы, хотя не ходит с вами тем же путем». «Кто не против вас, тот за вас», — и потому должен быть терпим вами. Научаясь Христову смирению, мы должны научиться терпеливому отношению к заблуждению тех, кто искренне ищет Христа. Мы не должны потерять никого из наших друзей, когда нас так мало, и когда так много у нас врагов. Вероятно, этому человеку еще не открыта полнота истины, но он может оказаться верным последователем Христа. Господь призывает к духовной рассудительности. Одно дело — не знающая никаких компромиссов с ложью наша верность Христу. И другое — терпеливое и исполненное надежды на полноту общения отношение к тем, кто еще не ходит с нами. Милостивый Господь не ставит под сомнение даже экзорцизм фарисеев, враждующих против Него: «Если Я, как вы говорите, силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силой изгоняют их? Посему они будут вам судьями» (Лк. 11, 19). Не будем мешать тем, кто, облегчая несчастья других, сражаются в меру своих сил и понимания со злом и устремляются к высшему благу.
Этот ответ Господа идет далеко, потому что человек, упомянутый Иоанном, употребляет силу, которую он связывает с именем Иисуса. С одной стороны, «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). А с другой, — призывание этого святейшего имени может быть в суд и осуждение. В книге Деяний ярко показано, как попытка изгнания бесов именем Иисусовым нехристианами обращается во зло. «Злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 15—16).
Все знают, насколько актуальна эта проблема в Церкви с самого ее начала до наших дней. Не об этом ли пишет апостол Павел в Послании к христианам Филиппийской церкви? «Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь, и буду радоваться» (Фил. 1; 15, 18). И нам памятно грозное слово Христово о покушающихся на чистоту Его учения: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30).
Протоиерей Александр Шаргунов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии