Когда мы встречаемся с трудными местами в Священном Писании

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Евангелие пятницы (Мф, 71 зач., 17, 10—18)

И спросили Иисуса ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
 
Когда Господь сходит с горы Преображения со Своими учениками, Он заповедует им никому не говорить о виденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они спрашивают Его, почему книжники говорят, что Илия должен придти прежде. Когда ученики не могут связать слова Христовы с тем, что они слышали в Писании, они просят объяснить им эти слова. Когда мы встречаемся с трудными местами в Священном Писании, мы должны обращаться ко Христу с молитвой, чтобы Он отверз наш ум Духом Святым к уразумению Писаний и наставил нас на всякую истину. И прежде всего к толкованию святых отцов, которые жизнью своей исполнили слово Христово.
 
«Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все». Христос пришел не для того, чтобы изменить или упразднить что-либо в ветхозаветных пророчествах. Иоанн Креститель предшествовал Ему, чтобы остановить духовный распад в богоизбранном народе, проповедуя покаяние. Это и есть устроение всего. «Учители Закона правильно говорят, что Илия должен придти. Но Я скажу вам то, что они не могут сказать, — что Илия уже пришел». Часто бывает, что обетования Божии исполняются, а люди не замечают этого, и продолжают ждать их. «Где обетование пришествия Его?» — скажут они о Самом Христе, а теперь говорят так о Предтече пришествия Христова. В то время как обетования о Предтече уже исполнились. Учители Закона посвящали много времени спорам о Писании, но не видели в знамениях времени исполнения Писаний. Так можно иметь Апокалипсис любимым чтением и не замечать Апокалипсиса, происходящего на наших глазах.
 
Легче объяснить общее значение слова Господня, чем уметь применить его к реальной духовной жизни. Оттого что «они не узнали его», то «поступили с ним, как хотели». Если бы они узнали Господа славы, то не распяли бы Его. Если бы они узнали Предтечу, то не совершили бы усекновения его главы. И Господь добавляет: «Так и Сын Человеческий пострадает от них». Когда они запятнали свои руки в крови Иоанна Крестителя, они уже были готовы поступить точно так же со Христом. Как поступают люди с Христовыми служителями, так поступили бы они с Самим Христом.
 
«Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». Господь не называет по имени Иоанна, но дает такое его описание, которое должно напомнить им о том, что Он говорил о Предтече до этого: «Иоанн пришел в силе и духе Илииной». И служение Иоанна заключается в возвещении Агнца Божия, вземлющего грехи мира.
 
И далее мы слышим повествование об исцелении бесноватого отрока. В нем — иллюстрация духовной самонадеянности не утвержденных в благодати учеников. Ранее Господь посылал их на проповедь и, возвратившись, они с радостью говорили, что и бесы им повинуются. А теперь, когда некий человек приводит к ним своего сына с просьбой исцелить его, они не могут изгнать беса. Исцеление бесноватого отрока произошло сразу же после сошествия Христа с горы Преображения, где ученики Его услышали глас Отца Небесного, коснулись вечной жизни, непостижимого покоя, радости, для которой и создан человек. И первое, что они встречают, сходя с горы, — мир, такой, какой он есть сейчас — в его непросветленности, подчиненности князю тьмы, с его беснованием, болезнями, маловерием. Слава небесная не может заслонить от Христа наши нужды и беды. И мы обманываем себя, если думаем, что после Воскресения и Пятидесятницы — все только свет. Нет, тьма мира сего, в которую Господь входит Своими Крестными страданиями, неотделима от света дня Господня. И мы призваны разделить с Господом до конца эту тьму, если хотим быть в свете.
 
Отец с плачем бросается к ногам Спасителя, прося исцелить своего ребенка, которого бес бросает то в огонь, то в воду. Сознание непоправимой беды заставляет людей преклонить колена. Диавол овладел душой и телом этого отрока, но кто, кроме Христа может победить диавола? «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его», — говорит потрясенный отец. «О, род неверный и развращенный!» — восклицает Господь. Эти слова обращены ко всему народу, и в особенности к учителям Закона. За неверие наше Господь не дает другим людям помощи, когда они обращают свой взор к Церкви. Сам Христос не мог совершить многих чудес там, где царствовало неверие. «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Неверие и развращенность тех, кому Господь открывает Свою благодать, — великая печаль для Него. Однако о Боге нельзя сказать, что Он терпелив и милостив, говорят святые отцы, Он — долготерпелив и многомилостив. «Приведите его ко Мне сюда», — говорит Господь. Как бы ни гневался на нас за наши грехи Господь, Его любовь неодолима. Когда надежда на всякую человеческую помощь умирает, мы должны идти ко Христу, и Он не отвергнет нас.
 
Господь сокрушает силу сатаны как власть имеющий. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Сатана не может противиться слову Господню, как бы ни велика была его сила, и сколь бы долго он ни господствовал над людьми. Это было немедленное и полное исцеление. Во все времена родители должны приводить своих детей ко Христу. И особенно в такое, как наше. Раньше подобное беснование было редчайшим явлением, а теперь это — наша повседневность. Как привести нам наших детей к таинствам Церкви и к просвещению словом Господним? Как научиться по-настоящему молиться за них, когда они отошли от Церкви? Если будет у нас переживание за наших детей, как у этого отца, и такое же, как у него, обращение ко Христу, Господь сокрушит сатану под ногами нашими вскоре.
 
Протоиерей Александр Шаргунов