Кое-что о чтении Псалтири
Пропуски псалмопения. Технические ошибки при чтении псалмов. Безучастность в чтении псалмов. Последствия бездумного чтения. Толкования Псалтири. Псалом 50. Псалом 90.
Пропуски псалмопения
Из Отечника:
«Брат сказал некоторому Отцу: если случится мне отяготиться сном, и я просплю время псалмопения моего: то душа моя, объятая стыдом по этому поводу, уже не хочет исполнять дела своего. Старец сказал на это: если случится тебе проспать даже до рассвета, – и в таком случае, когда проснешься, встань, затвори дверь и окна твои, соверши твое правило: потому что писание говорит от лица человека Богу: Твой есть день и Твоя есть ночь (Пс. 73, 16). Бог славословится во всякое время».
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин:
«Если кто во время богослужения в 3, 6 и 9 часы придет по окончании начатого псалма, то не смеет войти в церковь и соединиться с молящимися, но остается за дверьми до окончания службы, и при выходе всем кланяясь до земли, просит прощения в своем нерадении или замедлении; а если не покается и не поспешит испросить прощения, то его не допускают и к следующему за сим после 3 часов богослужению. Что касается до ночных собраний, то не наказывается, если кто замедлит до начала второго псалма; но если не поспешит прийти в церковь прежде окончания его, то подвергается вышеозначенной же эпитимии».
Также крайне неполезны разговоры, когда идёт псалмопение.
Прп. Ефрем Сирин:
«Представь, что иной, предстоя царю и беседуя с ним, по зову подобного ему раба оставляет дивную и славную беседу с царем, и начинает беседовать с рабом; подобен ему и тот, кто разговаривает во время псалмопения. Вразумимся, возлюбленные, Кому предстоим!»
Прп. Варсонофий Оптиский:
«Многие люди, не понимая богослужения, главным образом всенощной, скучают в церкви и ждут не дождутся, когда она закончится. Чтобы наслаждаться богослужением, надо его понимать, а для этого хорошо хотя бы более трудное для понимания, например, канон, прочитывать перед службой дома. Я знал одного высокопоставленного человека, который обыкновенно перед церковным богослужением собирал всю семью, читал и объяснял им канон, кафизмы, те молитвы, которые поются за всенощной, и все слушавшие его стояли затем в церкви с большим вниманием, и служба проходила незаметно. Старайтесь и вы вникать в богослужение Православной Церкви, и оно откроет вам источник такого утешения, что вы с радостью будете спешить в храм Божий. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдём (Пс.121, 1), – сказал Давид, то же скажете тогда и вы, отправляясь в церковь».
Прп. Анатолий Оптинский (Зерцалов) не благославля садиться в церкви первую кафизму (в начале воскресной всенощной) и говорил: «Отец игумен Антоний строго заповедывал стоять, у него были ноги больные, в ранах, но он никогда не садился». Еще приказывал не выходить из церкви во время кафизм, говоря: волки бегают, могут тебя утащить. Если нужно пойти, то раньше или после, но не в кафизмы.
Прп. Анатолий Оптинский (Зерцалов):
«В церкви, когда диавол затыкает тебе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам, они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние…»
Указ свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского о пении псалмов на Литургии
Соблюдая правила, святыми Отцами установленные, и чинодействования Церкви должно особенно тщательно то творить при служении Божественной литургии как служащим священником, так и на клиросе. В частности, то оносится к пению положенных псалмов, о великом значении каковых прсотранно говорят св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст и другие святые Отцы. За литургией, в дни, когда не положено особых антифонов, должны всегда реть псалмы «Благослови, душе моя, Господа» 102 и 146 «Хвалите Господа» и в конце ее читаться или петься 33-й «Благословлю Господа». Если допустимо иногда сокращенно петь первый из них, ввиду его обширности, то два остальные должны обязательно исполняться полностью. Пренебрежение сим является показателем отсутствия у священнослужителей и певцов усердия к своему долгу и легкомысленного отношения к священным уставам.
Технические ошибки при чтения псалмов
Прп. авва Исайа:
«Читающего псалмы не поправляйте, если он сам о том не спросит.
Если во время псалмопения ошибется кто в каком слове, не поправляй его тотчас, и не смущай; хотя бы он и слово пропустил, не беспокойся».
В тоже время, крайне желательно быть более внимательным к словам псалмов и не пропускать слова, читать правильно.
Из Древнего Патерика:
«Был один великий старец, и рассказывал ученик его о нем, что целые двенадцать лет не спал он на боку, но на седалищи своем, на котором работал, там и спал, вкушал же или через два, или через четыре, или через пять дней, и так делал в продолжении двадцати лет; когда же я сказал: «что это значит, зачем так делаешь ты, авва?» Отвечал он мне: «суд Божий происходит пред глазами моими и не могу стерпеть». Случилось же, что, когда совершали мы молитвословие, я ошибся в слове из псалма, и когда окончили мы молитвословие, старец сказал мне: «Я когда совершаю молитвословие, как бы огонь чувствую под собою и горю, и не может помысл мой уклониться ни направо, ни налево; а у тебя где был помысл, когда мы начинали молитвословие, что пропустил пропустил ты слово из псалма? Ужели не знаешь, что стоишь пред Богом и говоришь с Богом, когда совершаешь молитвословие?» – Вышел однажды он ночью и нашел меня спящим при пороге келии, и остановился старец и плача сказал: где разум у брата, что спит так беззаботно?»
Безучастность в чтении псалмов
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о псалмах, предостерегает нас об опасности безучастности в проникновении в глубины псалмов, нежелании прочувствовать всё сердцем и произносить их не как чужие слова, а как свои:
«Напитанный их пищею постоянною, воспринимая в себя чувствования псалмов, он начинает воспевать так, что не как составленные Пророком, а как им самим сочиненные, как собственную молитву выражает их с глубоким сокрушением сердца или по крайней мере считает их относящимися к его лицу и сознает, что изречения их не тогда только исполнились чрез Пророка или на Пророке, но над ним ежедневно исполняются. Ибо тогда Божественные Писания для нас яснее становятся, как бы жилы и мозги их открываются, когда опытность наша не только приобретает, но и предваряет понимание их и смысл слов раскрывается нам не чрез разъяснение, а чрез дела. Ибо, воспринимая то же расположение сердца, с каким воспет или написан псалом, становясь как бы сочинителями его, мы больше предваряем разумение его, нежели последуем, то есть, постигая прежде силу слов, нежели знание, при размышлении о них мы некоторым образом припоминаем, что в нас произошло или происходит при ежедневных случаях, что породило в нас наше нерадение, или приобрело усердие, или доставило Божественное Провидение, или обольстило внушение врага, или похитило легкое, тонкое забвение, или причинила человеческая слабость, или ввело в обман тупое незнание; воспевая псалмы, мы это воспоминаем. Ибо мы находим все эти расположения, выраженные в псалмах, так что то, что произошло с нами, ясно усматривая, как в чистом зеркале, действительнее познаем и, таким образом научившись из действий, как учителей, мы не как услышанное, а как совершенное нами осязательно понимаем, не как усвоенное памятию, а как впечатленное в самую природу вещей порождаем из внутреннего расположения сердца, так что проникаем смысл их не по связи чтения, а по предшествующей опытности, и таким образом дух наш достигает той чистоты молитвы, о которой сказано в предыдущем собеседовании, которая не только не занимается видением какого-либо образа, но и не развлекается никаким голосом, никаким произношением слов, при горячем напряжении ума, при неизреченном восторге сердца, с непобедимою живостию духа возносится и которую дух, ставши вне всех чувств и видимых вещей, изливает Богу неизъяснимыми стонами и воздыханиями».
Последствия бездумного чтения
Письмо Амвросия Оптинского:
Молитва каждаго должна быть сообразна с его мерою
«Пишешь, что молилась псаломскими словами: искуси мя, Господи, и испытай мене и т.д., и после этого испытала сильное нападение вражие. Вперед так не молись; эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждаго должна быть сообразна с его мерою; должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала о чем молишься; просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему не годна еще и немощна.
Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобою, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечною молитвою, молись умом или устами: как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настойчивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ея нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердечное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и показывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы – смирение и любовь к ближнему. Пишешь, что враг шепчет тебе, что ты лучше всех… Подобныя внушения от него, к нему и относи: самыя же дела показывают, насколько ты хороша…
В заключение скажу, что во искушении, особенно когда бываешь наедине, всего полезнее тебе молиться устною молитвою, как заповедует и св. апостол: выну приносяще хвалу Богу сиречь плод устен исповедающих Господеви».
Просто в таких случаях важно не дерзновенно произносить слова псалма, а со смирением, кротостью, возможно, мысленно сказать, чтобы это не было во грех. Так лучше для самого человека, когда есть должное благоговение. Приведу другие примеры подобных строчек, при чтении которых нужно особо обратить внимание, чтобы понимать, о чем мы читаем:
Псалом 7
4Го́споди Бо́же мо́й, а́ще сотвори́х сие́, а́ще е́сть непра́вда в руку́ мое́ю, 5а́ще возда́х воздаю́щым ми́ зла́, да отпаду́ у́бо от вра́г мои́х то́щ. 6Да пожене́т у́бо вра́г ду́шу мою́ и да пости́гнет, и попере́т в зе́млю живо́т мо́й, и сла́ву мою́ в пе́рсть всели́т.
Свт. Афанасий Великий:
«Да поженет убо враг душу мою. Слова эти имеют такой смысл: пусть впаду в руки диаволу, если я сделал что-либо из сказанного выше! И если сделал то или другое, то пусть не буду освобожден от греха прежде смерти».
18Непра́вду а́ще узре́х в се́рдце мое́м, да не услы́шит мене Госпо́дь (Пс. 65, 18).
Псалом 136
5Аще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
6Прильпни́ язы́к мо́й горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.
Важно понимать, что Псалтирь – это не художественное произведение, это произведение Духа Святаго. Поэтому важно разумно читать псалмы: «Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь». И желательно понимать, о чем мы молимся, чтобы это действительно соответствовало нашему духовному устроению, нашей жизни, а не просто было сказано устами и потом забыто. А если мы чувствуем, что пока то, что мы просим, не идет нам, тогда надо просить, чтобы не вменилось нам это во грех. Если кто-то так не думает, то это скорее от отсутствия благоговения, от отсутствия понимания истинного положения вещей. Будем стараться улучшать наше понимание всего происходящего.
Толкование Псалтири
Толкование – важнейшее подспорье для правильного уяснения смысла Священного Писания, для уязвления собственной гордости.
Свт. Иоанн Златоуст:
«Слова этого псалма, можно сказать, все знают и во всяком возрасте постоянно поют, но смысла их не разумеют. Это не малого заслуживает осуждения – каждый день петь и устами произносить слова, а не стараться вникнуть в силу мыслей, заключающихся в словах. Кто видит чистую и прозрачную воду, тот не может удержаться, чтобы не приблизиться, не взять и не испить ее, и кто часто ходит на луг, тот не может уходить оттуда, не собравши несколько цветов; а вы, с раннего возраста до глубокой старости продолжая повторять этот псалом, знаете только слова его, сидите у закрытого сокровища, носите с собою замкнутый кошелек, и даже из любопытства никто из вас не старался узнать, что значат эти слова, никто не исследовал, не вникал».
Свт. Игнатий Брянчанинов:
«Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Писания без чтения св. Отцов. Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к слову Божию св. Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний. Ибо только из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению св. Писания».
Свт. Феофан Затворник:
«Если хотите, чтоб псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их… Потом, никогда много не читайте… и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить псалмы… Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание… и так молился».
Важность изучения толкования понимали многие. Раньше книгопечатание не было в таком масштабе как сейчас, и толкование было редкостью. Поначалу систематизированного толкования просто не было. Прп. Максим Грек – муж великой учености, по благословению, берет на себя великий труд и переводит толкование Псалтири с греческого языка, а также иные боговдохновенные книги.
Свт. Димитрий Ростовский хотел также взять на себя труд по составлению Толковой Псалтри, однако не успел претворить свою мечту в жизнь:
«Как ни сильно желал святитель окончить «Летопись», однако не мог исполнить своего намерения. В этом большим препятствием было для него совершенно расстроенное его здоровье. Он успел описать события только за 4600 лет. А между тем вслед за этим трудом святитель думал приступить с Божией помощью к составлению краткого толкования на Псалтирь».
Псалом 50
Иоанн Кронштадтский:
«Если согрешишь в чем пред Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех».
Будущему святителю Нектарию Эгинскому ещё в детстве больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.»
Свт. Иннокентий Херсонский:
«После псалма: Помилуй мя, Боже, нет другого во всей Псалтири Давидовой, который бы исполнен был такого умиления душевного, как этот псалом. Кажется, он написан не чернилами, а слезами; и должен быть не пет, а плакан. Посему-то возглашается он в церкви в те недели, кои служат приготовлением к Святому и Великому посту.
Покаянный (50-й) псалом царя Давида так сильно написан, такое вложено чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы».
Письмо игумении Арсении:
«…Да поможет тебе Господь Бог! Он укрепит и дух твой. А я от себя скажу тебе одно слово опыта. При всяком смущении и искушении единственный выход и успокоение – это смирение. Только этою стезею приходит душа к истине, все разрешающей, к теплоте врачующей, к свободе облегчающей. Если потеряешь эту стезю, то окружает душу мрак и теснота. Она приходит к ложному разуму. А это бедственно. Потому что ложный разум показывает все в превратном виде; все обстоятельства жизни представляются горькими и бедственными, не видишь в них путей Божиих, великих судеб Его спасительного Промысла; люди не братья, а враги, их немощи возрастают до крайних пределов. Собственные немощи делаются страшными и даже живыми образами мучений внутренних. Да, одна стезя спасает в это время – стезя смирения. Читай раза три в день 50-й псалом. Читай, принуждая себя, даже в церкви во время Херувимской песни, и Господь откроет тебе смысл истинного покаяния и глубокого смирения духа».
Прп. Анатолий (Зерцалов):
«Блудные грезы бывают ночью, во сне… Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже…» – псалом.»
О Василии Болгарине, Афонском старце:
Близ монастыря Зографа жил и скончался известный старец о. Василий. Об этом старце один из бывших его учеников рассказывал следующее: читая однажды утреню, дошел он в 50-м псалме до слов: Сердце чисто созижди во мне Боже, – далее он уже не мог продолжать, а только повторял постоянно: Сердце чисто, сердце чисто… и зарыдал наконец. Посещение благодати в сем состоянии умиления продолжалось около часу. Но это только малый луч благодатных состояний его духа, которые продолжались иногда целые дни, приводя его в забвение всего окружающего.
Псалом 90
Преп. Амвросий Оптинский:
«Заучивай псалмы сии и читай их почаще: 1) «Живый в помощи Вышняго» (Псалом 90); 2) «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Псалом 39); 3) «Боже, в помощь мою вонми» (Псалом 69). — Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося».
Еще о чтении псалмов в напастях
Письмо твое получил, но на второй неделе поста не успел ответа тебе написать, вот и третия неделя уже приходит к концу. Опять скажу тебе, что по-моему мнению нужно еще подождать и потерпеть, пока воздействует промыслительная сила Божия, разоряющая неправильные советы и отметающая мысли людей неблагонамеренных; так как один совет Божий пребывает во веки. Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно Псалом 36-й: Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. И хорошо бы этот псалом читать по слову святаго Давида – вечер, утро и полудне. И еще два псалма – Господь просвещение (Псалом 26) и псалом – Живый в помощи (Псалом 90). Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет точию повинися Господеви и умоли Его. Полезно также читать псалом – Терпя потерпех Господа и внят ми (Псалом 39). Не вотще сказано в Святом Писании, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное, ради получения котораго и поступили мы в монастырь.
Также уместно привести наставление блаж. Матроны Московской по поводу 90 псалма: «Против гипноза нужно читать «Живый в Помощи» (псалом 90)».
Схимонахиня Антония:
Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородице Дево, радуйся» и три воскресенья подряд причастить детей Святых Христовых Таин… Когда бывают нечистые помыслы, уныние, тоска, — много раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся.» Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир душе…
Архимандрит Рафаил Карелин:
«Что же касается болезни и трудностей, то читайте несколько раз в день 90-ый псалом»
Прп. Моисей Оптинский:
«Надобно не забывать псалма об избавлении от стрелы, летящия во дни, и проч. Господь Всеблагий да покроет нас от всех видимых и невидимых наветов вражиих милосердием Своим!»
90 псалом помогает защититься от вражеского страха, который могут навести демоны.
Прп. Нил Синайский:
«Посему, выходя из келлии поздно вечером, да не приходит он в ужас и да не устремляется бежать назад, как бы от нападающих демонов, но, преклонив колена на том месте, где пришел в боязнь, да сотворит молитву. Ибо демоны не нападут на тебя, хотя и будут устрашать. А когда восстанешь, ободрись сердцем, утешь себя псалмопением, говоря: «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго» (Псалом 90, 5 и 6). Ибо, сделав это один раз или и более, скоро отгонишь от себя духа боязни. Будучи не в состоянии вредить самым делом, демоны стращают душу мечтаниями, чтобы их, немощных и бессильных, люди почли мощными и сильными».
Свт. Филарет:
«Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке».
Собеседование свт. Иоанна Златоуста на псалом 90
Хвалебная песнь. Давида. Ненадписан у Евреев
1. Другие переводчики оставляют этот псалом без надписания. В силу этого, однако, не следует отрицать надписания, а нужно признавать. Оно есть у семидесяти, которые взаимным своим согласием доказали, что они находились под руководством Духа Святого, в силу какового и надписали настоящий псалом: «Хвалебная песнь. Давида«. Этим песнопением Давида следует заняться особенно тщательно, так как в нем говорится о великих и чудных делах Божиих. «Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится» (ст. 1). Помощь Вышняго – закон Божий, потому что он дан нам на помощь в борьбе с невидимыми врагами. Живет в нем тот, кто проводит жизнь сообразно его велениям. Такой человек «под кровом Бога небесного водворится«, т.е. в будущей жизни он будет сожителем Бога, будет обитать в одном жилище вместе с небесным Творцом, будет осеняем самим Богом, а не каким-нибудь творением. «Скажет Господу: Ты – заступник мой и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него» (ст. 2). Подлинно так; кто живет по заповедям Божиим, тот, как надеющийся на Бога, действует смело, и будет иметь Его своим заступником в духовной борьбе с мысленными врагами; а если он и ослабеет, – не потому, чтобы помощь Божия оказалась слабой, а потому, что сам он стал слабее вследствие беспечности, – «скажет Господу: Ты – заступник мой и прибежище мое«. Не погрешишь, если скажешь, что такое дерзновение происходит у него от прежней жизни. «Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова» (ст. 3). Сетью ловчей и словом мятежным называется всякое намерение сделать зло, которое смущает душу увлекаемых страстями и таким образом наказывает их. Бог избавляет нас от него, когда мы к Нему прибегаем, потому что, не находя в мире ничего достойного какого-либо сравнения с Богом, мы не можем попасть в сети удовольствий. «Плечами Своими защитит тебя и под крыльями Его будешь безопасен, щитом оградит тебя истина Его» (ст. 4). Почему иному пророк, говоривший выше о себе самом, теперь обращается с речью к другому лицу, как не потому, что относит дальнейшие слова к язычникам, поучая их, как они могут победить властвующих над ними демонов? Какую же помощь обещает им Бог? Во-первых, говорит, помощь закона и пророков, потому что последние суть рамена Божии, поскольку чрез них Он сообщил знание о Себе; ими он осеняет приходящего к Нему, не допуская ему быть попаленным огнем диавола. Потому-то и Павел упомянул о сени закона (Евр.10, 1). Крылья суть Евангелия, потому что живущий по ним, как бы окрыленный, воспаряет от земли на небо. Итак, надеяться должно сообразно с евангелиями, т.е. следует иметь такую надежду на Бога, какую повелевает иметь закон евангельский, именно не надеяться на Бога и мамону, а на одного только Бога. Поступая так, мы не потерпим никакого вреда ни от чувственных, ни от мысленных врагов. «Щитом оградит тебя истина Его«. Истина – сильное оружие не знающего лжи. В подлинном смысле, однако, как многократно мы говорили, истинною Божией является Христос. Оружие Его – крест, укрепляясь которым, мы смело выступали на всякую борьбу, побеждали всякого врага. Это подтверждают дальнейшие слова: «не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем» (ст. 5). Страх ночной – страх плотских страстей, так как он особенно нападает во тьме; стрела, летящая днем – корыстолюбие, потому что это время благоприятно корыстолюбцам для летания, т.е. для их деятельности. То и другое понимай также и как указание на нападение демонов; последние обыкновенно устрашают нас ночью, – потому что тьма помогает им наводить страх, – а днем летают, – потому что они воздушны, – не оставаясь в бездействии, а поражая стрелами неосторожных и лишенных оружия. «Бедствия, постигающего ночью, болезни и полуденного беса» (ст. 6). Видно, что и раньше речь шла о демонах. Так как между ними существует много различий (потому что они обольщают многими способами), то пророк и говорит: «бедствия, постигающего ночью«, т. е. от того, кто ходит и совершает свои дела во тьме. Сказав это в общем смысле, пророк упомянул о супротивных силах, которые радуются тьме и по причине злобы своей не имеют общения с светом; потому они и должны удаляться в кромешную тьму; впрочем они нападают и в полуденное время, так как большинство людей в это время обычно предаются отдыху. Будучи татями и разбойниками, демоны боятся быть постоянно на глазах людей, страшась достоинства нашего образа, почему и укрываются обыкновенно около гробниц, в местах нечистых и пустынных, а в полдень, по указанной причине, осмеливаются являться и нападать на нас. «Падет подле тебя тысяча, и десять тысяч направо от тебя, к тебе же не приблизится«(ст. 7). Апостол Павел указал нам на два рода оружия правды – правое и левое, честь и бесчестие, позор и добрую славу (2 Кор. 6, 7,8) и под. Этими оружиями побеждаются враждебные силы, причем от левого падает их меньше, от правого – больше. Потому пророк и говорит: «подле тебя«(под чем пророк разумел левую сторону, как видно из того, что он противопоставляет ее правой) падут тысячи врагов, а от правой – тьмы. И не дивись этому, потому что страдания святых мучеников, а равно и тех, кто подражал мученическим подвигам, служат только началом падения демонов. Страдания причисляются к левым оружиям, почему пророк сначала и сказал о тех, кто падает с левой стороны.
2. Но гораздо более идольских сил было ниспровергнуто явившейся позднее славой почитателей Христа. Поражение и уничтожение врагов, говорит пророк, без труда совершено было, так что они боятся и приблизиться к нам, чтобы бороться лицом к лицу. «Только очами своими смотреть будешь и воздаяние грешникам увидишь«(ст. 8). Хотя враги, говорит, как невидимые, нападают издали и незримо, но ты увидишь своими глазами торжество победы над ними и возмездие, какое дадут им те, которых они ввели в заблуждение. Те, кто прежде изготовлял идолов, теперь уничтожают идолов; те, кто прежде строил храмы, теперь сожигают храмы; те, кто прежде боготворил дела рук своих, теперь ниспровергают их собственными руками. Слушай, как это происходит. Принимая лицо всего человечества, пророк отвечает: «ибо (ты сказал): Ты, Господи, упование мое, Вышнего избрал ты прибежищем своим» (ст. 9). Этими словами пророк и благодарит Бога, и выражает истину, потому что мы одержали верх в борьбе с началами, со властями и миродержцами тьмы (Еф.6:12), благодаря надежде на Бога, и как плотские не могли бы иначе победить бесплотных. «Вышнего избрал ты прибежищем своим. Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему«(ст. 9, 10). Прекрасное изображение в лицах представляет пророк. Признав, что одержавший победу человек приписывает причину ее Богу, он настоящими словами намеревался ободрить его. Бедствия, говорит он, не только не одолеют его, а даже и не приблизятся совсем, по причине страха пред обитанием и защитой Бога, Которого человек сделал своим прибежищем, или, как выразились другие переводчики, – обиталищем. Вот какое великое благо – прибегать к Богу. Потому-то и Иеремия говорил: «благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь» (Иер. 17, 7). И в самом деле, как не благословен тот, к кому совсем не приходят бедствия, и к селению кого, т.е. телу, не приближается бич, Селением назвал тело и Павел: «мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор.5, 4). Почему же «язва» не приблизится? Потому, что подвергаться наказаниям свойственно грешникам, а прибегающий к Богу не будет в числе грешников, и естественно не будет терпеть наказаний. «Ибо Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень» (ст. 11, 12). Итак, прибегающий к Богу становится сыном Божиим; таков смысл настоящих слов. Это выражение диавол применил ко Христу, когда искушая предлагал Ему броситься сверху вниз. Заметь, как и диавол говорит, что Бог заповедает не одному ангелу, а многим охранять все пути того, кто к Нему прибегает, взять его на руки, т.е. носить его. Итак, ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись. Так Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний. Разумей также под ангелами богоносных мужей, которые имеют видение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т.е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна. А что Бог поставил для нас ангелами тех, которые Его познали и возвещают о Нем, об этом послушай, как говорит Малахия: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малах. 2, 7). «На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея» (ст. 13). Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди которых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. Поэтому и Господь говорил: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк. 10, 19). Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: «гроза царя – как бы рев льва» (Притч. 20, 2). Равным образом тот, кто попирает удовольствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в подлинном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, поскольку она царствует (βασιλεύοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых. «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое» (ст. 14). Так как псалмопевец высказал нечто великое и почти невероятное, сказав, что такие злые и мощные силы, даже сравниваемые со львом, драконом, аспидом и василиском – самыми страшными из зверей, будут попираемы нами, то он представляет теперь Бога, Который подтверждает сказанное и показывает нам неодолимое оружие – надежду на Него, посредством которой мы можем избавиться от врагов, если предадим себя Ему, можем укрыться, так что не потерпим от них никакого вреда, если только познаем имя Божие, т.е., если благоговейно будем почитать Его словом и делом, устами и мыслью, помыслом и делами. Подлинно, знает царя не тот, кто признал его по одному только слуху, а тот, кто покоряется ему так, как должно покоряться доброму царю. «Воззовет ко Мне и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его» (ст. 15). Есть ли большее блаженство, как иметь Бога своим защитником, готовым восстать на врагов? «С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его«; – итак скорбь является уже не скорбью, а радостью и славой по причине сообитания и общения Божия, поскольку намерение тех, кто причиняет скорбь, приводит к противоположным следствиям. Так случилось с Навуходоносором, когда он вверг отроков в огненную пещь, чтобы погубить их, а они не только избавились от угрожавшей гибели, но и удостоились почитания от грозного тирана. «Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое» (ст. 16), – т.е. жизнью в будущем веке, потому что здешняя жизнь, как бы ни была длинна, является весьма краткой по сравнение с первою. «И явлю ему спасение Мое«; под спасением разумей то спасение, которым спасутся на последнем суде верующие в Бога, а еще более разумей Христа, Который есть спасение Отца, потому что в Нем Он спас наш род. Это спасение Он и обещал нам показать, поскольку надежда святых заключается в том, чтобы видеть Бога лицом к лицу, как изъяснил это Павел коринфянам (1 Кор. 8, 12).
Источник: Я. ру
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии