Христос: Помазанник. Юрий Пущаев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Толковый словарь

Господь Иисус Христос – Богочеловек, Второе Лицо Троицы. Он – Бог, воплотившийся ради спасения человеческого рода, претерпевший мучительную крестную смерть и воскрсесший. Своим воскресением он победил грех и его главное следствие – смерть: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа»? (1 Кор. 15,55). Уничтожив смерть смертью же и освободив послушных Ему от ее рабства, Он – «путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6), «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,8).

Его имя, которое «выше всякого имени» (Флп. 2,9), представляет собой синтез двух языков. Имя «Иисус» происходит от древнегреческого ησος. Это эллинизированная форма еврейского имени «Иешуа», которое на иврите восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель».

Имя же Χριστός(Christos) древнегреческое. Оно происходит от древнегреческого глагола χρίω (chriō), что значит «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «Помазанник», «получивший помазание».

Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Помазанником  также называли Мессию, о котором пророчествовало Писание и которого ждали иудеи. Собственно, «Мессия» по древнееврейски значит то же самое, что по древнегречески «Христос» – «Помазанник».

Как говорит Феофилакт Болгарский, «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя... Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником». Таким образом, Христос – Царь Неба и земли, Мессия, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.

Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от чаяний  иудеев, изнывавщих под гнетом римского владычества (Иудея была тогда захвачена римскими легионами и являлась римской провинцией). Они надеялись, что к ним в «шуме и ярости» придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое  могущество и славу. Если бы Мессия  совершил великие земные деяния – это было бы понятно всем без исключения. Христос же пришел в наш мир как обычный человек, простой плотник.

Его Вочеловечение было первой ступенью самоуничижения Бога, Который соединил  Себя с  человеческом естеством. Христос родился в яслях рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по Земле, не имея даже дома или пристанища, где мог бы преклонить голову. Тот, Кто правит абсолютно всем, добровольно избирает кротость и смирение: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20).

Последним же пределом самоуничижения была добровольно принятая ужасная смерть на кресте, которую придумали и организовали неправда, злоба и страшные по своим последствиям неведение и слепота. Обманувшиеся в своих ожиданиях люди, те самые, которые и распяли Его, не понимали, что Царство, которое Он возвещает – духовное, как и освобождение – от уз греха и смерти. Именно этот бесценный дар  Он нес всем людям – как евреям, так и язычникам, раскаявшимся и принявшим Благую Весть. Это освобождение дает  вечную жизнь, а не пусть и счастливое, но все же временное существование здесь, на Земле. Ведь если смерть кладет предел всему, то и жить не стоит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15, 12–14).


Источник: Журнал «Фома»