КАКАЯ ЧАСТЬ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО КАНОНА КУЛЬМИНАЦИОННАЯ И НАПРЯЖЕННЕЙШАЯ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Последней частью Евхаристического канона является Intercessio, что в переводе с латинского обозначает «ходатайство». Напряженнейшим и кульминационным моментом анафоры (второе название Евхаристического канона; оно переводится с греческого как «возвышение») является пресуществление Святых Даров. На неизмеримую и преогромнейшую высоту Божьей милостью восходит священник, ведя за собой и всех верных православных христиан. И здесь – в сердце Евхаристического канона, о котором мы говорили в предыдущей статье данной рубрики, а именно части анафоры под названием Еpiklesis (от греч. призывание) – человек максимально приближается к Богу, становится перед Ним лицом к лицу. Святой Дух прелагает хлеб, воду и вино в Тело и Кровь Христовы. И после благоговейного, чаще всего земного, поклона священнослужителя начинается Intercessio – ходатайство. Пред лицем Божества священник ходатайствует за всех православных христиан.

Начинается это ходатайство с тайной молитвы, в которой священнослужитель поминает членов Церкви Небесной: «праотцех, отцех, патриарсех, прророцех, апостолех…».

Наконец, вслух он возглашает краткое славословие Пресвятой Богородице: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!» – и крестообразно благословляет кадилом престол.

На это возглашение хор отвечает, как правило, пением обычного славословия Божьей Матери «Достойно есть» (но бывают и иные песнопения).
Во время звучания данного молитвословия священник тайно поминает святого Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, святых, чья память совершается в день, когда служится Литургия, и вообще всех святых. Далее перед Телом и Кровью Христовыми поминаются по именам усопшие православные христиане.

Затем поминовение переходит ко второй части Церкви – Церкви земной. В тайной молитве священник поминает архиереев, священников, власти и воинство страны, в которой живет, после чего вслух возглашает поминовения Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея епархии, где он служит и под омофором которого находится данный храм.

На это хор отвечает песнопением: «И всех и вся», т. е. перед чашей поминаются вообще все православные христиане. Позже звучит священническая тайная молитва. В ней поминаются град (весь), в котором находится храм, плавающие, путешествующие, недугующие, страждущие. А также позже священник тайно поименно молится о живых православных христиан.

Заканчивается Intercessio возглашением-славословием Богу за все те щедрые Дары, которые Он так обильно и спасительно нам преподает: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!»

На что хор отвечает: «Аминь».

Оканчиваются ходатайство и Евхаристический канон преподаванием благословения народу. Священник оборачивается от престола к молящимся и благословляет их: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!».

Хор вторит священнику, словно бы от лица благодарных и любящих людей: «И со духом твоим». Это благословение – своеобразное физическое подтверждение того, что Бог посредством священника пребывает среди верных Своих, отвечая на их молитвы и посылая им Свои неизреченные и обильные спасительные милости.

Иерей Андрей Чиженко 

Pravlife.org