Как устроено богослужение праздника Успения Богородицы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Праздник Успения по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Кто написал богослужебные тексты праздника и откуда взялся Успенский чин погребения плащаницы?


Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Богослужебные тексты праздника Успения были написаны св Иоанном Дамаскиным, св. Космой Майумским, св. Феофаном Начертанным, св. Германом, патр. Константинопольским.

В Иерусалимской Церкви с XV в. празднование Успения имеет характерную особенность - в Гефсимании, на месте предполагаемого погребения Божией Матери, проводится особое богослужение, называемое Чин погребения Божией Матери. Это богослужение имеет структуру, аналогичную утрени Великой субботы. Содержание песнопений посвящены Божией Матери, но с точки зрения стилистики являются подражанием текстам чина погребения Спасителя. В храме метохии (подворья) Гефсиманского монастыря, расположенного прямо напротив входа в Храм Воскресения (Гроба Господня) хранится вышитое изображение почившей Богородицы – плащаница. 12 августа плащаница с торжественной процессией переносится в Гефсиманию в храм на месте погребения Божией Матери. 14 августа, в день накануне праздника Успения совершается Чин погребения, а в сам день праздника – служба Успению.

В XIX в. этот чин был переведен на славянский язык и совершался в России в избранных храмах и монастырях - в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры.

Святитель Филарет, митрополит Московский благословил совершать в Гефсиманском скиту особый праздник 17 августа – Вознесение Божией Матери. В этот день совершался иерусалимский чин погребения Богородицы. В наше время чин погребения Божией Матери весьма распространен и совершается во многих приходских храмах – обычно на второй или третий день праздника (или, реже, вечером в первый день праздника). В Русской Церкви также принято употребление Успенской плащаницы, которая выносится на середину храма для поклонения на Всенощном бдении и полагается посередине вместо праздничной иконы на украшенной цветами гробнице.

Праздник Успения по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после продолжительного поста, который по уставу почти такой же строгий, как и Великий. Есть в нем и сухоядение в понедельник среду и пятницу (вкушение невареной пищи) и ограничения в потреблении масла (растительное масло употребляют в пищу только в субботу и воскресенье) и рыба вкушается один раз, на праздник Преображения Господня 19 августа. Впрочем, выбор меры поста – это дело индивидуальных возможностей и сил.

Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Говорят: «Богородичная Плащаница». Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников). Мы предстоим перед плащаницей, словно апостолы перед ложем Богородицы. Во время совершения чина погребения священники выходят к плащанице под пение тропарей, напоминающих тропари Великой Субботы. После чего следует продолжительное богослужение, в котором исполняются «Непорочны» (это пространные песнопения, в состав которых входит 118 псалом, исполняющийся, как правило, при погребении усопших). Ближе к концу богослужения трижды кадят вокруг плащаницы, совершают земной поклон и обносят плащаницу вокруг храма. С пением «Святый Боже...» плащаница возвращается на свое место в храме при пении тропаря праздника.

Успение завершает праздничный богослужебный круг Церкви. Земная история словно бы заканчивается в конце лета. Осенью же, после церковного новолетия, все начнется сызнова Рождеством Пресвятой Богородицы.

Протодиакон Константин МАРКОВИЧ, Дмитрий ДАЙБОВ

http://www.nsad.ru/articles/kak-ustroeno-bogosluzhenie-prazdnika-uspeniya-bogorodicy