Как совершается чудо. Священник Димитрий Сизоненко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Исцеление прокажённых. Четвероевангелие из Гелати. XII век

От Луки святое благовествование. Глава 17 стихи 12-19

 

 

В то время, когда входил Иисус в некое селение, вышли Ему навстречу десять человек прокаженных, которые, став поодаль, возвысили голоса: «Иисусе, Наставник, помилуй нас!» И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!» И было, пока они шли, проказа оставила их. А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога, и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин. И сказал на это Иисус: «Разве не десять человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» И сказал Он ему: «Встань, иди; твоя вера тебя спасла!»

Дорога в Иерусалим… Сколько раз за время земной жизни Господь проходил по этой дороге! Однако в Евангелии дорога в Иерусалим – это не просто географическое указание, это путь, который ведет нас к храму-Христу, во святая святых нашей веры. Это не дорога лирических излияний, это путь, который отмечен страданиями, ранами и переломанными судьбами.

По ней идут десять несчастных, страдающих неизлечимым недугом. Они отвергнуты своим народом, они отвратительны сами себе. Прокаженные, как известно, были обречены на пожизненный карантин, чтобы не заразить других не столько физическим недугом, сколько проклятием, которое знаменовала собой эта болезнь. Под страхом смерти больному вменялось в обязанность при виде людей разрывать на себе одежды и кричать: «Нечист!» (Лев. 13, 46). Случалось, что разгневанные путники забивали их насмерть.

На что рассчитывают эти несчастные, приближаясь ко Христу? Закон строго-настрого запрещает им приближаться, поэтому на расстоянии они вместо предписанного «Нечист!» вопиют к Господу теми словами, на которые еще способны люди, искалеченные жизнью. Это крик души, раздавленной под тяжестью страданий, это молитва псалмопевца, в которой вопль отчаяния и последние проблески доверия и надежды: «Помилуй меня!»

В ответ Господь не произносит никаких назиданий о зле и грехе, Он берет это зло на Себя, исцеляя раны, возвращая человеческий облик тому, кто был чудовищно обезображен недугом. Души, сокрушенные отчужденностью и ненавистью, Он согревает Своей любовью.

Как предписано в Законе, Господь повелевает им показаться священникам (Лев. 14, 23). Тогда, быть может, отвергнутые вновь будут приняты в общение, отлученные – смогут вернуться в свои семьи. Десять прокаженных послушались слова Учителя. Они отправились в путь и по дороге исцелились. Девять из них полностью удовлетворены, они получили даже сверх того, на что могли рассчитывать. Им в жизни нечего было терять, теперь же они получили все, они кладут в карман хороший куш и исчезают в тумане. Им больше нечего сказать Богу. Они воспользовались Им, как люди, которым однажды повезло в лотерее.

Когда-то они были людьми, но теперь это были чудовища, изувеченные и обезображенные, словно их веками пытали в аду, – страшная карикатура на человека. Пальцы – у кого они еще сохранились – напоминали когти гарпий; лица были как неудавшиеся,забракованные слепки, которые какой-то сумасшедший, играя, разбил и расплющил в машине жизни. Кое у кого этот сумасшедший попросту стер половину лица, а у одной женщины жгучие слезы текли из черных впадин, в которых когда-то были глаза.
Джек Лондон. Кулау – прокаженный

Десятый путник был родом из самарян, к которым иудеи относились не лучше чем к прокаженным. Он тоже поступит не так, как ему сказали, к священникам он не пойдет. По дороге он поворачивается на 180°, он обращается в веру, в его жизни происходит решительный переворот! Исцелением его история не кончается, в этот момент для него все только начинается!

По пламенной молитве о помощи десять прокаженных получают исцеление, молитва веры и благодарения приносит самарянину спасение: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя!» Раны зарубцевались, уродство лица исчезло, его плоть стала вновь как у младенца. Он не просто избавился от болезни, для него начинается новая жизнь, посвященная восхвалению Господа, ибо ему открылась Божия любовь.

Что может сравниться с радостью человека, который испытал на себе эту живую любовь Бога? Через телесное исцеление человек возвращается просто к нормальной жизни. Но когда ты знаешь, что тебя по-настоящему любят, открываются безграничные просторы жизни. Ведь не зря говорят, что любовь наполняет сердце пением, дает душе крылья, возносит к звездам!

Во все времена люди задавались вопросом о чудесах Спасителя. К этому вопросу история десяти прокаженных добавляет удивительный нюанс. Их молитва исполнена, но слова о спасении Господь говорит только одному из них, чей поступок изумляет Спасителя. Бога восхищают ни рука, ожившая вдруг, ни нога вновь окрепшая, ни даже воскресший из мертвых.

Только вера и благодарение способны восстановить подлинную связь человека с Богом. Через них молитва обретает силу самого Бога (Мк. 11, 24), и в этот момент не может не совершиться чудо. Вспомним, как прежде чем воскресить Лазаря, Господь воздает хвалу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня…» (Ин. 11, 4142). Благодарение – доминанта подлинной молитвы верующего: искреннее и дерзновенное, оно вызывает к действию всемогущество Бога. Благодарение не только за чудеса прошлого, но также и за будущие чудеса и знамения, которые Господь готовит тем, кто верит в Него и не перестает возносить Ему хвалу.

Если в знаменитой притче фарисей при виде мытаря благодарит Бога за свою чистоту, то здесь самарянин благодарит за очищение. Мы восхваляем Бога не за то, что мы чисты, а за то, что очищены. Он ведет нас от нечистоты к чистоте, от лукавства к праведности, от проказы к благодати. Поэтому самарянин не перестает воспевать Бога, и это благодарение совершается сегодня уже не в каменных стенах ветхого Иерусалима, а в Храме Нового Иерусалима, разрушенного смертью и восстановленного на третий день в Воскресении Христа.


Источник: Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Журнал «Вода живая»