Как преодолеть раскол в украинском Православии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Как преодолеть раскол в украинском Православии

Раскол в украинском Православии длится уже 25 лет. Четверть века сторонники Киевского патриархата надеются на скорое признание и получение канонического статуса. Между тем, есть короткий и единственно реальный путь в Церковь – через диалог с Украинской Православной Церковью.

На это не раз указывали православные иерархи, в том числе и представители Константинопольского Патриархата. Поскольку в непризнанном Киевском патриархате есть много противников такого диалога, следует рассмотреть вариант с привлечением внешнего посредника – медиатора.

Таким посредником может выступить Всеправославное собрание, как это было в случае с расколом в Болгарской Православной Церкви. Представители всех Поместных Православных Церквей могут собраться вместе и вынести соборное решение с учетом канонов и учения Православной Церкви. Насколько реален этот сценарий? Рассмотрим все «за» и «против».

Что такое раскол в православном и светском понимании

Собственно, путаница по этому вопросу возникает исключительно из-за неверного понимания самого термина – «раскол». В светском понимании «раскол» означает ситуацию, когда нечто целое делится на независимые друг от друга части и, следовательно, перестает существовать как нечто единое и неделимое.

Однако с точки зрения православной экклесиологии говорить о церковном расколе можно лишь с определенной долей условности. Церковь не может расколоться на части, как например, разбивается ваза о пол.

В случае церковного раскола более уместна другая аналогия: Церковь являет собой зеленеющее и плодоносящее древо, от которого могут откалываться те или иные ветви, но само древо от этого не терпит урона и не теряет своей целостности. Именно поэтому преодоление церковного раскола не похоже на склеивание разбитой вазы, оно больше напоминает прививку отпавшей ветви, если это еще возможно, к живому древу. И именно поэтому раскол в украинском Православии может быть преодолен только путем возврата в Церковь отпавших от нее людей, через покаяние.

В этом смысле одним из возможных для преодоления церковного раскола в Украине является сценарий, в соответствии с которым в 1990-х годах пытались уврачевать раскол в Болгарской Православной Церкви: «В 1992 году при активном участии политической власти в Болгарской Церкви начался раскол. Часть иерархов выступили против Патриарха Максима, которого они обвиняли в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию считали неканонической. Раскольники составили "альтернативный синод". Большинство священнослужителей не присоединились расколу, однако канонические иерархи официально не признавались государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашен альтернативным Патриархом».

Впоследствии отколовшихся от Церкви клириков и мирян приняли в Ее лоно через покаяние. Не последнюю роль в уврачевании этого раскола сыграли другие Поместные Православные Церкви. «30 сентября – 1 октября 1998 г. в Софии состоялся расширенный Всеправославный Собор, созванный по просьбе Патриарха Максима и по предложению Константинопольского Патриарха Варфоломея, под председательством которого он проходил. На заседаниях помимо патриархов присутствовали митрополиты, епископы и клирики БПЦ, предстоятели и представители других Поместных Православных Церквей. Представители раскольников явились на Собор, чтобы просить о прощении. Они признали Его Святейшество Патриарха Максима единственным законным главой БПЦ и отказались от полученных ими во время раскола архиерейских назначений. Учитывая их раскаяние, Свящ. Синод БПЦ принял решение о возвращении их в лоно Церкви» (Православная энциклопедия, М, 2002 г., т. 5, статья «Болгарская Православная Церковь», с. 641).

Роль Вселенского Православия в уврачевании украинского раскола

Вот и в нашем случае вряд ли можно преодолеть раскол без активного вмешательства в ситуацию всей полноты Вселенской Церкви. С этим тезисом согласны даже те, кто активно симпатизирует нашим раскольникам. Вот, например, что говорит по этому поводу доктор богословия и истории Константин Ветошников: «в истории всегда, когда возникали проблемы в какой-то одной Поместной Православной Церкви, многие вопросы разрешались на Вселенских Соборах. Вопросы были иногда локальные, иногда глобальные, и если одна часть Церкви не может справиться с собственными проблемами, то не только право, но и обязанность других прийти на помощь».

Собственно, именно такая ситуация и имела место в истории с болгарским расколом. И, по всей видимости, точно так же нужно поступить и в нашем случае. Вопрос лишь в том, кто именно будет инициатором такого Всеправославного Собора или совещания и когда именно он состоится.

Как быть с раскольниками

Учитывая радикализм верхушки Киевского патриархата, вряд ли мы станем свидетелями ситуации, когда они примут коллегиальное решение о самороспуске и принесут публичное покаяние в том, что учинили раскол. Так что, скорее всего, к канонической Церкви будут присоединяться отдельные «клирики», миряне и «епископы» из УПЦ КП и УАПЦ.

Миряне

С мирянами все более или менее ясно: вновь приходящий в Церковь искренне раскаявшийся человек должен публично или тайно, на исповеди у священника, отречься от своих противоречащих православному вероучению взглядов.

К сожалению, спикеры Киевского патриархата навязывают своим прихожанам мысль, что предложение покаяния со стороны мирового Православия равнозначно требованию «приползти на коленях». То есть даже возможность признания своей ошибки они воспринимают как унижение и оскорбление. Чтобы разрушить этот стереотип, нужно проводить кропотливую разъяснительную работу. В частности, уделить внимание волнующему сторонников Киевского патриархата вопросу о национальной культуре и отношении к ней Церкви.

Когда прихожане КП поймут, что в УПЦ никто и никогда не запрещал использовать украинский язык богослужения (доказательство тому – большое количество общин, где богослужения проводятся на украинском), никто не навязывает какую-то политическую идеологию, тогда исчезнут психологические препятствия на пути к осознанию своей ошибки. А голос мирового Православия окончательно развеет все сомнения и не позволит «партии войны» в Киевском патриархате спекулировать на негативном отношении к РПЦ. У идеологов УПЦ КП, которые играют на страхах и эмоциях украинцев, просто исчезнет возможность и дальше говорить, что вся проблема сводится к позиции Московского Патриархата, который якобы не желает объединения.

«Клирики»

Собственно, к «клирикам» должна быть применена такая же процедура, что и к мирянам. Плюс перерукоположение. И здесь снова может возникнуть претензия в необоснованной жестокости по отношению к Киевскому патриархату. Мол, Церковь не хочет диалога, ставит ультиматумы, не способствует объединению своей жесткой позицией, нужно принять раскольников такими, какие они есть (в сущем сане) и т.д.

С точки зрения светской логики в расколе действительно нет ничего страшного. Наоборот, принцип конкуренции пронизывает всю современную политику, экономику и общественную жизнь. Различные бизнес-группы соперничают между собой, пытаясь занять как можно большую часть рынка; новые игроки вытесняют старых и т.д. Еще более выразительно этот принцип работает в политике: партии раскалываются, создаются новые, конкурирующие друг с другом. Все политики стремятся привлечь на свою сторону как можно большую часть электората. В частности, критикуя своих оппонентов в недостатке патриотизма.

Однако в Церкви все по-другому. Раскол не может считаться допустимым решением внутрицерковных споров. Тем более создание параллельных организационных структур, дублирующих уже существующие. И это абсолютно логично. Если Церковь является Телом Христовым, то как может Христос разделиться? Разве может быть два Христа? Два Бога, две благодати? Единство Христа обуславливает и единую церковную иерархию. Отсюда следует правило: в одном месте – один епископ.

Впрочем, единство организации служит главной цели – единству самих верующих во Христе. В случае же с расколом возникает абсурдная ситуация, когда таинство Причастия Тела и Крови Христовых подается для отдельной группы людей, которые находятся в той же местности, что и прихожане канонической Церкви. Те, кто считает себя патриотами, почему-то решили, что они не будут причащаться из одной Чаши с теми, кого они считают не-патриотами. И это является полной противоположностью тому, что Церковь называет образом Царства Божия.

Вот почему раскол считается страшным грехом против Церкви. Никакая обида, никакое стремление к справедливости не может оправдать раскол, не может оправдать разделение народа Божьего. Ибо пока все причащаются из одной Чаши, возможно преодолеть любые разногласия. Раскол же заводит в тупик любое общение и разрушает базовое единство верующих. Отсюда и такая строгость в отношении раскольников со стороны Отцов Церкви.

Например, святитель и учитель Церкви Василий Великий отметает все рукоположения, совершенные раскольниками, полагая, что последние лишились Божией благодати в силу самого события отпадения от единства с Кафолической Церковью, и потому, ставши мирянами, они уже не могут передать другим то, чего не имеют сами – благодати Святого Духа (прав. 1).

С точки зрения православной экклесиологии «священники» из УПЦ КП и УАПЦ являются обычными мирянами, да еще и отлученными от Церкви. Согласно каноническим нормам Церкви, от нее отпадает всякий, кто молится вместе с раскольниками и еретиками. Например, 45-е Апостольское правило полагает извергать из Церкви тех, кто молится вместе с еретиками: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

В том числе запрет на совместную молитву с еретиками и раскольниками, то есть лицами, отлученными от общения церковного (это напрямую касается раскольников из Киевского патриархата), повторяют еще несколько канонических правил, например, 10-е и 65-е Апостольские правила, 33-е правило Лаодикийского Собора, 2-е правило Антиохийского Собора и т.д.

А вот что говорится по этому поводу в 11-м Апостольском правиле: «Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам».

Епископ Никодим (Милаш) поясняет суть этого правила следующим образом: «Как отлучение, о котором мы говорили в толковании 10-го Ап. правила, лишает церковного общения, так точно и извержение лишает духовное лицо его службы; следовательно, и тот, кто участвует в каком-либо чине, совершаемом кем-нибудь противозаконно, поступает как и тот, кто вступает в церковное общение с отлученным, и потому подлежит и сам тому же наказанию, какому подвергся совершивший данное преступление. В чем состоит извержение из священного сана, мы говорили в толковании 5-го Ап. правила. Под словами “с изверженным от клира молиться” нужно подразумевать прежде всего воспрещение совместного служения с изверженным духовным лицом, а затем и воспрещение всякой общей молитвы. По Вальсамону смысл этого правила таков: наказанию должен подвергнуться каждый клирик, который будет молиться где бы то ни было, и с каким бы ни было клириком изверженным, и после извержения решившимся совершать какую-либо священную службу».

К слову, эту каноническую норму повторяют 4-е правило Антиохийского и 10-е правило Карфагенского Соборов.

Как видим, правила Церкви подтверждают необходимость перерукоположения клириков УПЦ КП. И это будет на благо как Церкви, так и самим раскольникам. Ведь не секрет, что многие из них, несмотря на свое упорство, в глубине души сомневаются в своей благодатности. Их тянет в Церковь, тянет к подлинному священству. Им остается только принять этот дар после покаяния. С другой стороны, такой подход подчеркнет серьезность совершенного ими греха и предупредит возможность нового раскола.

В любом случае, судьбу «духовенства» Киевского патриархата решит Всеправославное собрание. Здесь главным будет то, что решение будет СОБОРНЫМ, и служители Киевского патриархата будут обязаны принять его со смирением.

«Иерархи»

А вот с раскольническими «иерархами» дело обстоит намного сложнее. Что, если политическая конъюнктура изменится и уже не один Денисенко, а ряд вновь принятых и ими же рукоположенных епископов опять уйдут в раскол? Фактически, снова создав параллельную иерархию, только уже с позиции «нас признали». Уврачевать такой раскол будет намного труднее, а может, и вообще невозможно.

К тому же, именно так и произошло в Болгарии. Напомним, в Болгарии к раскольникам было проявлено снисхождение (икономия), и все клирики, ушедшие в раскол, были приняты в «сущем сане». К слову, РПЦ предупреждала Константинопольский Патриархат об опасности такого шага. Исследователь болгарского сценария, профессор Владимир Бурега, пишет: «Однако уже в ноябре 1998 года стало очевидно, что вопрос о мере снисхождения, которое следует проявить к раскольникам, утратил актуальность. 9 ноября в здании Софийской оперы был созван "внеочередной Церковно-Народный Собор", активно поддержанный правительством. В его работе участвовало 11 архиереев (из состава раскольничьего Синода), 384 священника и 730 мирян. Собор проголосовал за отставку Патриарха Максима и принял новый устав. Было также заявлено об открытии десяти новых епархий. Решения этого "собора" не были признаны Патриархом Максимом и его Священным Синодом. Это означало, что раскол в Болгарской Церкви продолжает существовать».

В конечном счете, раскол в Болгарской Церкви был преодолен только после смены власти в стране и появления курса на поддержку канонической Церкви. В своей статье Владимир Бурега сделал вывод, что «Собор, проявивший крайнее снисхождение к раскольникам, тем не менее не достиг своей цели. Раскол не был уврачеван. И связано это было с тем, что не была устранена причина раскола. У власти в Болгарии оставалась политическая партия, по-прежнему стремившаяся произвести кадровый переворот внутри Болгарской Церкви. Лишь политические перемены в Болгарии привели и к переменам в церковной жизни».

На наш взгляд, это не означает, что сам формат Всеправославного Собора нецелесообразен. Да и надеяться на изменение отношения властей к Церкви не стоит, поскольку неизвестно, когда оно произойдет и произойдет ли вообще. Поэтому стоит учесть негативный опыт Болгарского сценария и выработать более эффективные решения, которые не позволят политическим силам вмешиваться в дела Церкви.

В любом случае, всех, кто искренне раскается в грехе, Матерь-Церковь всегда ждет. Нужно лишь желание быть со Христом в Его Церкви, а также желание спасти свою душу.

Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)

http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/kak-preodolet-raskol-v-...