Как относиться к турам «по старцам»? Протоиерей Игорь Фомин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Старец — это человек, который своими молитвами и трудами стяжал у Бога благодать. Господь дает дар прозорливости тем, кто в силах этот дар понести. Именно понести, потому что совсем не легко видеть будущее, прошлое или уметь «сканировать» человека — это большая ответственность. Так что старцев много не бывает: да, старчество было во все времена, но сподобляются дара прозорливости единицы.

Должен сразу предупредить:

подобные туры не имеют никакого отношения к Русской Православной Церкви.

И воцерковленный человек, увидев приглашение в подобный тур «по старцам», вряд ли им воспользуется: у него уже есть духовная опора в лице своего духовника. Однако те, кто делают в Церкви первые шаги, могут по неопытности отправиться в путешествие с непредсказуемым концом — рискуя не только не обрести желанную помощь, но лишь больше запутаться.

И все же мы знаем, что многие верующие, но невоцерковленные люди стремятся попасть к старцу, чтобы получить ответ на какой-то важный вопрос. Давайте попробуем проанализировать почему, и понять, какой подвох может таиться в их мотивации.

Первый и самый распространенный мотив — любопытство: желание увидеть чудо, узнать, что про меня скажут. Мы очень любим все, что кажется нам загадочным, потусторонним. Встреча со старцем — это встреча с другим миром. Но к этой встрече мы чаще всего бываем не готовы.

Вторая причина — желание получить ответ на свой вопрос. Причем, вопрос может быть чисто бытовым, а вот ответ старца — совершенно из другой области. Он может, например, указать вам на вашу слабость или грех, но сможете ли вы услышать и принять этот ответ? И кардинально изменить свою жизнь, борясь с этим грехом?

Третья причина — нужда в совете. Вот только на деле нередко оказывается, что люди едут не за советом, а за подтверждением своего же решения. И ответ старца может не понравиться, если он не соответствует нашим ожиданиям. Например, жалуется женщина старцу на мужа, а он советует мужа слушаться. Конечно, такой ответ ее разочарует, и она не станет ему следовать. Так зачем было спрашивать?

Четвертая причина — желание узнать волю Божию. Но для начала нужно самому горячо помолиться, чтобы Господь через старца открыл Cвою волю. И сам старец должен об этом помолиться, поэтому ваша встреча не может проходить в экспресс-режиме тура. Представьте: приехали 45 человек и выстроились в очередь на 2-3 дня. В лучшем случае, вы пообщаетесь минут 15, и не думаю, что за это время вам откроются все секреты духовной жизни. А главное, когда старцу молиться, когда стяжать Дух Святой, если к нему постоянно будут приезжать толпы людей?

Надо быть готовым и к тому, что полученный совет может не вписываться в ваши планы. Ведь старец — это тот, кто только указывает путь, а пройти его придется каждому самостоятельно. И есть большой риск не выполнить то, на что благословит вас старец. То есть может получиться, как с благочестивым юношей, который пришел ко Христу и спросил: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос ответил: «Иди, продай свое имение, раздай нищим и иди за мной». И юноша отошел опечаленный: он не был готов к такому ответу. А ведь дерзнул подойти к самому Христу!

Пятая причина — жажда духовного общения, наставничества. Но если вы чувствуете, что вам нужен более мудрый духовник, не торопитесь ехать к старцам, присмотритесь, побеседуйте с разными батюшками. Не надо думать, что подлинная духовная жизнь есть только в монастырях и старческих скитах. Духовно возрастать можно и в многолюдном городском храме, и даже у себя дома. И потом, ваш приходской священник уже знает обстоятельства вашей жизни и может посоветовать, как поступить. Кроме того, с ним вы можете побеседовать, попросить разъяснить смысл его слов и уж потом решить, соглашаться с ними или нет. Со старцем так не получится: взял благословение — не медли его исполнить.

Значит ли, что вообще не стоит ездить к старцам? Вовсе нет. Но мы говорим о тех случаях, когда человек, не имеющий духовника, неопытный в церковной жизни, может соблазниться мыслью, что некий старец, подобно волшебнику, разом решит его проблемы.

Вот только логика церковной жизни иная — она строится не на волшебстве и «сверхспособностях», а на постоянной и вдумчивом соработничестве человека и Бога. Работе, которая начинается в собственном доме, продолжается на богослужениях и в Таинствах в приходском храме. И в ходе которой у людей, прошедших какой-то путь в Церкви, со временем действительно назревает необходимость получить особое духовное окормление у старца.

И кроме того, нет ничего плохого в желании посетить намоленные, как говорят в народе, места. Когда мы едем в паломничества, мы хотим оказаться в той обстановке, где молитва не просто совершалась, а совершалась успешно, то есть приносила плоды, помогала людям по-настоящему изменить свою жизнь, обрести мир в душе. Там легче приходишь к ощущению единения с Богом и настраиваешься на нужный молитвенный лад.

Нет ничего плохого и в желании отправиться в обитель, где живут старцы, если главная цель поездки — вдохновиться чужим молитвенным опытом. Всегда хорошо побыть рядом со святыми местами и людьми, помолиться и попытаться узнать волю Божию о собственном пути.

Подготовила Анастасия Бавинова