Как нужно провести масленицу?
Наступает Масленица, а за ней и Великий пост. В церковной традиции эти два, на первый взгляд, разных по своему содержанию периода, не противопоставляются, но взаимно дополняют друг друга. Как вести себя во время Масленицы, чтобы потом не было мучительно больно начинать поститься? Давайте разбираться.
Представьте себе, что совсем скоро, через неделю, вам предстоит запустить проект года, или выдержать один из самых сложных экзаменов в этом семестре, или пройти триатлон. Как в этом случае вы проведете Масленицу с ее традиционными гуляньями, тусовками, общением и гастрономическими излишествами? Да, возможно, вы выберете время для того чтобы встретиться с друзьями, сходить в гости, развлечься. Но основное содержание ваших мыслей и образа жизни будет устремлено в будущее. Вы будете готовиться к тому, чтобы, когда наступит час икс, быть в форме, не оплошать, выйти победителем из предстоящего испытания.
То же самое можно сказать о христианине, у которого на дворе Масленица, а в душе уже Великий пост. Очень сложно всю неделю, не думая ни о чем, есть, пить и веселиться (Екк 8:15), а в понедельник во всеоружии знаний прийти на экзамен. И так же трудно после разгульной недели войти в пространство поста, который предполагает собранность мыслей и чувств, духовную сосредоточенность и покаяние, то есть активные усилия по изменению себя. И в том, и в другом случае, веселье Масленицы должно быть соразмерным задачам, к выполнению которых нужно будет приступить сразу после ее окончания. В этом разумном соизмерении залог будущего успеха.
Пример такого гармоничного сочетания дает церковный Устав. С одной стороны, на сырной седмице — так называется Масленица в церковном календаре — отменяется пост в среду и пятницу. С другой, есть можно все, кроме... мяса, которое из употребления исключается. В будние дни на Масленице в храмах служится литургия Иоанна Златоуста (Великим постом эта литургия совершается только по субботам). Однако в среду и пятницу литургии в храмах уже не предусмотрено. Общий характер богослужений практически не меняется, при этом в исполняемых текстах все чаще звучит тема покаяния, слышится предощущение поста, а в среду и пятницу читается молитва Ефрема Сирина, которая будет сопровождать все великопостные службы.
В Уставе сырная седмица и Великий пост не противопоставлены другу другу. Пост не обрывает, а продолжает Масленицу, органично вытекает из нее. В Православии Великий пост — не мрачное, безрадостное время, придуманное специально, чтобы помучить верующих долгими службами и отсутствием скоромной пищи. Пост святые отцы называют духовной весной, когда человек пробуждается от спячки, стряхивает зимний морок, использует отведенное время, чтобы заняться собой, очиститься, активно и деятельно покаяться, то есть — измениться. Это не унылая рутина, но настоящий духовный вызов, который человек добровольно принимает. А Масленица — предощущение этой весны. «Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая» — поет Церковь в понедельник сырной седмицы.
Если подходить к Масленице с этой точки зрения — не как к антониму Великого поста, а как к «светлому предпразднству воздержания, светлому предпутию» (1-я песнь канона утрени сырного понедельника), то и народные традиции Масленицы, связанные с едой и общением, можно использовать для духовной пользы. Например, поход к теще на блины в среду и ее ответный визит в пятницу, совместный стол с родственниками мужа в субботу, а также прочие встречи с людьми — хороший повод укрепить добрые отношения, примириться, если раньше в отношениях были какие-то шероховатости, простить, преподнести подарок, проявить участие и любовь, помочь. Не случайно в церковном календаре сырную седмицу открывает воскресное богослужение, за которым читается евангельская притча о Страшном суде, где главным критерием праведности выступает не уход в себя, а деятельная любовь к людям и милосердие. А завершает ее Прощеное воскресенье, к которому мы призваны подойти, не имея в душе зла и обиды на других людей.
И конечно, было бы здорово в один из вечеров Масленой недели выбраться в храм на вечернее богослужение, послушать удивительные тексты, исполненные одновременно и сокрушения о грехах и радостного ожидания духовного обновления. Все это поможет осознанно провести Масленицу и очень естественно, без сожаления об оставшихся блинах и сметане, начать и прожить Великий пост, цель которого, как писал протопресвитер Александр Шмеман, «не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы “смягчить” наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом».
Священник Евгений Мурзин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии