КАК НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ ПРОРОКА НАУМА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы нередко говорим о Божьем всемогуществе, но иногда собственным отношением свидетельствуем, что реально не верим в него.

Вера может черпать некоторые сведения из рассудка, влиять на него как, собственно, и рассудок – на веру, однако, по сути, они независимы, а от того между ними случается не только диалог, но и противостояние. Когда мы касаемся вопроса Божьего всемогущества, то признаем его именно на рассудочном уровне, ведь Совершеннейшее Существо по определению должно обладать этим всемогуществом, но внутренней веры на это часто не хватает. Над нами начинает довлеть опыт, который как никто ясно свидетельствует о невыполнении Богом наших просьб, о несправедливости этого мира и колоссальной власти зла в нем, о внешнем могуществе правителей и проигрыше христиан. Против опыта крайне трудно идти, и единственное, что может ему противостоять, – это твердая вера, а точнее, полнейшая внутренняя уверенность, что Господь созданного им мира не оставлял и обязательно позаботится о Своих верных рабах. Когда у нас нет этой самой внутренней уверенности, то тогда нас и накрывает страх перед будущим, если не за самих себя, то за детей, страх перед теми постоянными изменениями, что сегодня сотрясают мир и т. д. Мне кажется, что мы не первые, кто оказался в таком положении, и опыт прошлого может помочь укрепить нашу веру.

Сказать хотелось бы о падении Ассирийского царства, точнее, не столько о нем самом, сколько его духовном и символическом смысле. Мы приближаемся к Рождеству Христову, и в православном календаре теперь постоянно попадаются имена ветхозаветных пророков. 14 декабря отмечается память пророка Наума, небольшая книга которого, собственно, и посвящена падению столицы Ассирии Ниневии.

Итак, пророк Наум, чье имя в переводе означает «утешитель», имел еще и прозвище Елкосеянин, указывающее, скорее всего, на его родной город. Однако толковники разошлись во мнениях, где именно этот город находится. Так, например, блаж. Иероним Стридонский считал, что это Галилея, а свт. Кирилл Александрийский – что Иудея. Время жизни пророка Наума можно определить по характеру его пророчеств. Мы уже упомянули, что основной темой его книги является падение Ассирийского царства, потому очевидно, что это VII век до Р. Х.

Для пророка Наума Ниневия была воплощением зла, и такое отношение несложно понять, если хотя бы кратко знать ее историю. Огромное царство выросло из небольшого административного округа Ашшур, что в Северной Месопотамии. Первого своего расцвета она достигает в XIII–XII вв. до Р. Х., после чего наступает период власти арамеев. К IX веку Ассирия постепенно восстанавливает силы и начинает период больших завоеваний, в результате которых были покорены масштабные территории Западной Азии. Постепенно они захватили и Египет, и Сирию, и Палестину, и Кавказ, и Малую Азию, и при царе Саргоне II полностью овладели Вавилоном. Таким образом, к концу VIII века Ассирия становится самым могущественным государством на Ближнем Востоке. Нужно сказать, что ассирийцы отличались небывалой жестокостью, они попросту опустошали земли, разоряли города, убивали и сотнями тысяч людей угоняли в рабство. При этом нужно понимать, что Ассирия отличалась не только беспощадной экспансией, но и богатой культурой. К слову, крупнейшая библиотека Древнего мира Ашшурбанапала находилась именно в Ниневии и насчитывала 25-30 тыс. глиняных табличек, собиравшихся на протяжении 25 лет. В определенной мере Ассирийское царство можно смело назвать первой мировой державой.

Естественно, что недовольство покоренных народов только росло, но что они могли противопоставить такой невероятной мощи? Давайте попробуем представить себя на месте обитателя маленькой Иудеи. Ты вроде стараешься жить по правде, как можешь выполняешь свои обязанности, веришь, что являешься носителем истинной веры в Истинного Бога, но вот всё, ради чего ты живешь, рушится под напором мощи земного зла. Не нужно никаких слухов или новостей, ведь, чтоб осознать это, достаточно личного опыта и опыта своего народа. Невольно задаешься вопросом: а где мой всемогущий Бог, почему Он не защитит собственный народ? Почему нечестие язычников торжествует? И вот ответы мы находим в книге пророка Наума – одного из немногих, кто говорит о судьбе язычников: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» (Наум. 1:2–3).

И здесь ты понимаешь, что нет ничего невозможного для Бога. Какое-то время Он терпит, но терпит именно ради тех, кого Он избрал и о ком заботится, терпит ради каждого такого маленького и беззащитного человечка. Своим терпением Он оставляет зазор для веры каждого из нас, чтоб научить надеяться на Него не на основании внешнего чувственного, а от того на самом деле не такого уж и прочного опыта, а на основании свободного опыта веры.

Во второй главе своей книги пророк Наум в красках описывает падение Ниневии: «Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари. Разграблена, опустошена и разорена она, – и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели. Где теперь логовище львов и то пастбище для львят, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их» (Наум. 2:9–11). А теперь давайте сравним эти слова с теми небольшими историческими сведениями об Ассирии, о которых было сказано выше. Вот и получается, что страшный и могущественный зверь превратился в щенка, каким он, в принципе, всегда являлся перед Господом. Знаменательно, что и здесь, в такой, казалось бы, не имеющей отношения к грядущему пришествию Слова ситуации, Бог все равно находит возможность возвестить о Мессии: «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои… Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили» (Наум. 1: 15; 2:2).

Что важно для нас с вами? Важен, как говорилось, опыт прошлого. Когда мы видим нарастающую мощь зла в современном мире, когда нам кажется, что будет становиться только хуже, когда мы беспокоимся о своих родных, которым еще предстоит долгая жизнь впереди, когда одолевают тревога и беспокойство, то стоит вспомнить об Ассирии. Для своих современников она казалась непобедимым монстром, конец которому пришел ровно тогда, когда на то была воля всемогущего Бога. Все беззаконники этого мира, если не исправятся и не раскаются, обязательно понесут наказание, а обо всех праведниках Господь, без сомнения, позаботится. Очень важно сейчас научиться целиком доверять Богу, полностью отдаваться в Его руки, планировать свои дела, но при этом не тревожить сердце заботой о будущем. Если этому мы научимся сами, то сможем научить и наших родных, и наших детей. А это намного важнее любых попыток перестраховаться с помощью каких-либо материальных средств. Мир нет-нет да и подведет, а Бог – никогда.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/kak-nauchitsya-doveryat-bogu-v-sovremenn...