Как голос Ватикана слышали в Советском Союзе
Скриншот видеотрансляции
Москва, 9 апреля, Благовест-инфо. Презентация монографии известного историка Евгении Токаревой «Ватикан в фокусе советской политики и пропаганды. 1921-1941 гг.» состоялась 8 апреля в Государственной публичной исторической библиотеке (ГПИБ). Автор – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) работала над этим фундаментальным исследованием более четверти века. Книга вышла в московском издательстве «Весь мир», она впервые вводит в научный оборот значительный объем ранее не публиковавшихся документов из российских и зарубежных архивов.
В книге рассматривается позиция советских властей в отношении Ватикана и Католической Церкви в России в контексте международных отношений и внешней политики Советского Союза. Как отмечается в аннотации, автор показывает, как эволюционировали взгляды (иногда весьма противоречивые) различных советских ведомств на Ватикан и проблему взаимоотношений с ним, в частности, в зависимости от международной ситуации и отношений с отдельными западными странами, и на роль Ватикана в международной политике. В книге показана связь этих взглядов с антирелигиозной политикой советской власти как внутри страны, так и на международной арене. Автор доказывает, что позиция советского руководства по отношению к Ватикану не была стратегически обоснованной и постоянной, но окказиональной, зависимой от конкретных шагов противоположной стороны или тех или иных внешнеполитических обстоятельств.
Евгения Токарева рассказала о том, что начала работать над темой монографии в 1998 г. С начала 2000-х, когда открылись архивы Ватикана (материалы до 1939 г.), она «увлеклась» поиском сведений о взаимоотношениях Святого Престола и России, изучая также зарубежные исследования, которые представляли исключительно «ватиканский, католический взгляд на эти взаимоотношения». Но целостная картина у историка не складывалась, пока ее не пригласили в Историко-документальный департамент МИД РФ, где ей открылось огромное число архивных материалов, которыми раньше никто не занимался. «Так появилась возможность увидеть с другой стороны эти сложные взаимоотношения, по-новому взглянуть на эту проблематику – это давало полную объёмную картину», – сказала Токарева.
Структура новой книги такова: в объемном Введении рассматривается не только собственно Россия, но и страны, которые образовались после распада империй в результате Первой мировой войны, и их взаимоотношения со Святым Престолом (все они таких контактов искали). Также здесь речь идёт о структурах Католической Церкви в границах Советской России до 1921 г. и советском религиозном законодательстве. Начальная глава освещает первые официальные контакты между Россией и Ватиканом и начало работы в России Папской миссии помощи голодающим. Вторая глава раскрывает подробности и значение «Процесса Цепляка» и его международные последствия. Далее рассматриваются переговоры в Риме и завершение работы в России Папской миссии помощи голодающим. Четвертая глава названа «Проблемы статуса католической иерархии в переговорах СССР и Святого Престола в 1920-е годы, переход к конфронтации»; пятая глава – «Борьба с религией и Ватиканом на международной арене». Заключительная шестая глава характеризует взаимоотношения СССР и Ватикана в 1933–1941 гг. В начале книги Токарева пишет о том, насколько голос Папы был важен на разных этапах на международной арене. «Тому, как голос Ватикана слышали и понимали в Советском Союзе, и посвящена эта книга», – пишет автор.
Токареву поздравили с выходом книги коллеги – директор ГПИБ Михаил Афанасьев, замдиректора ИВИ РАН Герман Гиголаев, научный руководитель ИВМ РАН академик Александр Чубарьян. Последний отметил, что работа Токаревой над темой монографии фактически началась с того времени, когда между ИВИ РАН и Папским комитетом исторических наук началось тесное сотрудничество, и исследовательница, которая стала «душой проекта» по изучению взаимоотношений Святого Престола и России, получила возможность работать в архивах Ватикана. Высоко оценив итог многолетней работы Токаревой, академик подчеркнул значимость изученных ею архивных материалов, а также то, что историк рассматривает тему в контексте отношения к религии в большевистской России и, в частности, отношения советской власти к католикам, учитывая позицию как радикальных противников религии вообще, так и тех прагматиков, которые во внешней политике отдавали приоритет дипломатическим методам (Воровский, Литвинов).
Заведующий Центром по изучению истории религии и Церкви (ЦИРЦ ИВИ РАН), доктор исторических наук Алексей Беглов считает, что представленную монографию необходимо ввести «в контекст мировой историографии», а ее автор – «уникальный специалист мирового уровня». Он обратил внимание на один из аспектов исследования: в 1920-е гг. Ватикан и большевистская Россия представляли собой абсолютно полярные по всем параметрам сообщества, как «лед и пламень», но что-то заставляло обе эти стороны искать способы взаимодействия. По словам Беглова, в монографии впервые показано, «как они сближаются, но не понимают, не узнают друг друга». Например, Ватикан пытается спрогнозировать реакцию со стороны России, исходя из своего понимания расклада сил в советском руководстве (о котором выше говорил Чубарьян), рассчитывая «сыграть на идеологических разногласиях». А их нет – с российской стороны ситуация выглядела принципиально иначе: если какая-то внутренняя борьба и была, то отнюдь не идеологическая, а исключительно внутри ведомственной иерархии, когда партийное начальство не могло договориться о позиции в отношении Ватикана, скажем, со структурами ВЧК-ОГПУ-НКВД. При этом «с советской стороны упрощается подход Ватикана», который, как отметил Беглов, руководствовался в конечном счете «миссией привлечения народов СССР и Азии под омофор римского епископа». Таким образом, в книге Токаревой впервые выявлены «фантастические недосказанности и неузнавания» с обеих сторон, и важно, что это характерно и для последующих периодов взаимоотношений СССР и Ватикана – и во время, и после Второй мировой войны, подчеркнул историк.
Профессор богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Борис Филиппов привел яркий пример «непонимания и неузнавания» уже в период после окончания «холодной войны». В 1988 г. на празднование 1000-летия Крещения Руси в СССР впервые прибыла делегация из Ватикана – 10 кардиналов во главе с госсекретарем кардиналом Агостино Казароли, который привез личное послание Папы Иоанна Павла II генеральному секретарю ЦК КПСС. Но Горбачев не захотел его принять. Через сложную цепочку связей в последний момент удалось-таки добиться встречи. «Запись разговора опубликована: никакого представления у Горбачева о том, с кем он говорит и о чем, абсолютно нет… Более того, послание Папы было утеряно в первый же день, никто так и не узнал его содержания. И чтобы как-то ответить, пришлось потом обращаться в Ватикан, извиняться, чтобы сообщили – что там было-то?» – рассказал историк. Он процитировал вывод Токаревой про «отсутствие четко выработанной и сформулированной позиции госорганов СССР в отношении Ватикана, которая варьировалась в зависимости от изменения внешнеполитических интересов СССР», и подчеркнул, что это можно распространить «на всю историю советско-ватиканских взаимоотношений». Сам он видит позиции сторон так: если Святой Престол в лице Папы Павла VI формулировал, что надо «хотя бы просунуть ногу в дверь и держать сколько можно, чтобы у нас была возможность вернуться в Россию», то СССР сохранял контакты с Ватиканом ради того, «чтобы выглядеть приличным государством, потому что так принято».
Советская Россия и Ватикан – они не только не узнавали, но и «не могли узнать друг друга», считает советник гендиректора Библиотеки иностранной литературы, историк Католической Церкви Алексей Юдин. По его словам, «Ватикан думал, что играет в новые игры, но по старым правилам», не понимая сути и накала антирелигиозной кампании, которая разворачивалась в СССР. А вот отношение к контактам с Ватиканом с российской стороны впервые систематично и полно изложила Токарева, и этот «образец исторического труда» задает высокую планку другим исследователям.
Монографию высоко оценили и поздравили автора завсектором археографии и источниковедения Института истории Сибирского отделения РАН Станислав Петров, директор Института св. Фомы о. Штефан Липке SJ, коллеги Токаревой по ИВИ РАН Евгений Сергеев и модератор презентации Иван Фадеев, а также Роберт Данелюк, сотрудник архива Общества Иисуса в Риме.
Все выступавшие выражали надежду на то, что Токарева продолжит свои исследования. Она сообщила, что уже работает над темой взаимоотношений Ватикана и СССР в период Второй мировой войны и после ее окончания.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии