КАК ДОСТИЧЬ РАЯ? Митрополит Калужский и Боровский Климент
О посмертной судьбе человека и о том, от чего она зависит, Христос говорит в притче о богаче и Лазаре, изложенной в немногих словах. Попробуем же выяснить, рассматривая этот краткий текст, почему посмертная участь богача и Лазаря оказалась столь различной.
«Некоторый человек», имя которого Спаситель не называет, а значит, таких людей много, жил в достатке и проводил время с удовольствием. Он «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16, 19). Вот, собственно, и все, чем он занимался. Ни о каких его смертных грехах — тяжелых, ранящих душу преступлениях в притче не упоминается. Богач не был злодеем, убийцей, он не наживался на несчастье других, не присваивал чужое, не занимался рэкетом. Он просто тратил все свое на себя. Еще можно сказать, что он был воспитанным человеком, с мягким характером и хорошими манерами. Это следует из того, что он не прогонял от своего дома нищего, который представлял собой весьма неприятное зрелище.
О Лазаре, которого Христос называет по имени и тем выделяет его из множества бедных людей, сказано еще меньше. Он лежал у ворот богача, покрытый ранами (см. Лк. 16, 20—21). Еще упоминается желание Лазаря, по-видимому, нереализованное. Он мечтал, что ему достанутся даже не объедки, а хотя бы крошки, падавшие под ноги пирующих. Так он и лежал в ожидании того, что было никому не нужно в этом доме, а для него составляло единственную возможность не умереть от голода.
Но богач оставался совершенно безразличным к горестному положению бедняги, словно это был не человек, а безжизненный камень или бревно. Кто станет прогонять лежащий камень и кому придет в голову помогать бревну? Точно так же богач относился и к нуждавшемуся в его помощи человеку.
Однако Христос такого рода людей называет нашими ближними (см. Лк. 10, 29—37). И все евангельское учение пронизано Божьим посланием человеку: нуждающемуся ближнему надо помочь, даже когда сам испытываешь затруднения. Причем совершенно не имеет значения, кем нам приходится этот ближний. Он может быть родственником, знакомым, другом или, наоборот, врагом, случайным встречным, иноземцем, иноверцем, человеком любого возраста и пола. Единственное его отличие от всех остальных — он нуждается в милости, которую мы можем ему оказать.
Богач мог помочь Лазарю незатруднительно, ни в чем себя не ущемляя. Чтобы как-то облегчить его страдания, богачу не требовалось снимать с себя единственную одежду или делиться последним куском хлеба. При этом он не был жадным, во всяком случае, ему не жалко было потратить деньги на угощение для своих друзей. Но он не помогал Лазарю, потому что не обращал внимания на оборванца. Боль другого не трогала его сердце.
Грех богача — равнодушие, и в наши дни нет порока более распространенного. Сколько бесчеловечных преступлений совершается не из ненависти, алчности или другой страсти, а лишь из-за безразличия.
Приближается скорбная дата — 22 июня, когда на нашу страну напала гитлеровская Германия. Среди множества злодеяний нацистов были массовые расстрелы узников лагерей, когда люди служили живыми мишенями, на которых оттачивался навык меткой стрельбы. Для фашистов это было своего рода развлечение. Беззащитных пленников выстраивали в ряд и открывали по ним пальбу, как в тире. У палачей не было ненависти или иных чувств к жертвам, одно лишь равнодушие.
Даже убийца может покаяться, подобно благоразумному разбойнику, но как прийти к раскаянию равнодушному человеку? Может ли его уснувшую совесть разбудить чужая боль, тем более боль какого-то нищего, которого он и за человека-то не считает…
А Лазарь, подобно многострадальному Иову, мирно воспринимал все, что с ним происходило. Только Иов потерял все, а Лазарь, возможно, никогда ничего и не имел. Но он не возненавидел богача, не проник к нему в дом, чтобы украсть кусок хлеба. Он даже не возроптал: «Господи, где справедливость? Почему одним Ты даешь все, а другим — ничего?» Лазарь до самой смерти терпеливо, смиренно переносил свои жизненные обстоятельства. Ни о каких других его добродетелях в притче не упоминается.
Но оказывается, умение терпеливо переносить все свои лишения и злоключения настолько важное качество, что за это можно получить рай. Ведь Христос говорит: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22). Он же призывает: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Мирное отношение к собственным скорбям, бедности, болезням проистекает из глубокой веры. Подлинно верующий человек благодарно принимает все, что не в его власти, как посланное ему любящим Богом. «Господь дал, Господь и взял» (Иов. 1, 21), — говорит Иов. Мы верим, что Бог есть Абсолютная Любовь, милующая добрых людей и злых, и с удовольствием принимаем из руки Божией благое, почему же не принимаем и скорбное? Ведь Господь все посылает человеку, имея в виду только его спасение.
Лазарь полностью доверяет Богу во всех своих лишениях. Он не сетует, не восстает против Господа, не пытается греховными способами улучшить свое положение. Человек, чье внутреннее душевное устроение подобно устроению Лазаря, рассуждает: «Плохие у меня жизненные обстоятельства? Господь это видит, знает. Раз Он попускает это, значит, мне нужно, полезно, спасительно это пережить».
Об этом просто и проникновенно написал иерей Николай Блохин в рассказе «Прихожанки». Его героиня терпит много зла от мужа-алкоголика, но не бросает его и утверждает, что у нее лучший в мире муж. Более того, она с радостью несет свой жизненный крест, понимая, что Господь соединил их, чтобы спасти обоих. «Это же мне Божий подарок, — говорит она. — Испытание... Значит, мне так много дано, коли такой человек мне Господом доверен».
Безропотно терпевший все свои скорби с упованием на Бога Лазарь после своей кончины вознесен в беспечальное место — «на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22). Богач за чертой смерти терпит адские мучения (см. Лк. 16, 23) за равнодушие к нуждающемуся, которому мог облегчить жизнь, но он и пальцем не пошевелил, чтобы это сделать.
Каждый из нас нередко оказывается то на месте богача, то на месте Лазаря. В любом случае притча предупреждает, что препятствием для доброго решения нашей вечной участи станут не столько наши грехи, сколько отсутствие чуткости и доброго расположения души в посылаемых Богом обстоятельствах.
Источник: Вечерняя Москва
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии