Из писем преподобного Антония, старца Оптинского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Преподобный Антоний Оптинский

 

Слава Богу за все

Приношу вам поздравление мое с грядущим праздником Рождества Христова, который даруй Боже Вам радостным сердцем встретить и проводить; а потом и новый год во обновлении духа сподоби Господи Вас начать. Текущий год для Вас мало отраден был, а новый не известно еще, каков будет; об нем, как и о новорожденном младенце, нельзя определительно сказать, будет ли приятен он, или нет! Об этом, только по мере возрастания его, можно будет судить. Впрочем, каков он ни будет, мы с детскою покорностию все должны переносить, и приятное и неприятное, и за все прославлять благаго Бога, т. е. пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: слава Тебе, Господи! Умножились ли скорби и болезни, опять: слава Тебе, Господи! Безотрадныя скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, опять: слава Тебе, Господи! ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях Святых. А посему, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: слава Тебе, Господи!

19 Декабря 1853 г.

И радости, и скорби нам Господом попущены

Возлюблении и многоболезненнии Страдальцы Христовы!

Уведомление Ваше о постигшем Вас вновь тяжком искушении - ушибом и переломлением обеих ножек невиннаго младенца Пафнутия Д., возлюбленнаго и дражайшаго сына Вашего, опечалило меня до слез и до глубины души. Если, по слову Христа Спасителя, и влас главы нашея не отпадет без воли Отца Небеснаго, то и столь ужасное сокрушение невиннаго младенца случилось не без попущения Божия, котораго глубина судеб непостижима и Ангелам Его,- почему случилось так, кольми паче нам. Даруй Боже, чтобы слова Христовы: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем, (Иоан. 9, 3.) были отнесены к теперешнему тяжкому испытанию Вашему, т. е. чтобы, по множеству болезни в сердце Вашем, даровал Господь, за молитвами великаго Чудотворца Пафнутия, скорое исцеление страждущему младенцу Пафнутию, и тем даровал бы утешение Вам. Святому Cтарцу Отцу Ар. Г. должно верить вполне, что если бы Е. Г. с детьми отправилась к Преподобному, то не было бы столь горькаго искушения, чему и я верю. Но в одной церковной повести упоминается, что один благочестивый муж, живший в Киеве, с своею супругою  и имея малютку дитя, отправились Мая 1-го для богомолия на праздник к свв. Борису и Глебу, и ехали на лодке чрез великую реку Днепр. Дитя у матери было на руках, которая, в это время, задремавши, уронила дитя в реку, чрез что гибель младенцу была видимая, и родители от страшной скорби едва сами не бросились в реку, но были удержаны, и возвратились с горьким стенанием в свой дом; но Господь, храняй младенцы, повелел Ангелам Своим невидимо перенести младенца из воды в соборный Софийский храм и положить пред образом Святителя Николая, так что, когда пред утреней отпер пономарь храм, то услышал младенца, плачущаго от холода и голода, и мокраго от воды, и возвестил о том митрополиту. А посему, когда бы они не ездили, то и младенец не упал бы в воду. Но Господь Бог чрез случай сей прославил угодника Своего, явил спасение младенцу и тем возвеселил рыдающих родителей. И если дивен Бог во Святых Своих, то Он, по велицей милости Своей, может быть дивен и в нас, грешных, когда смиримся пред Ним и восплачемся. А посему будем усердно молиться Ему и смиряться пред Ним столько, чтобы во смирении нашем помянул нас Господь и преложил слезы наши на радость. Впрочем, простите мне ради Христа. Ваша теперешняя скорбь столь велика и тяжка, что я достойных слов не имею к утешению Вашему. Един токмо Господь Бог молитвами Угодника Своего Преподобнаго Пафнутия Чудотворца мощен облегчить страдание души Вашей, и даровать совершенное исцеление страждущему младенцу.

После сего доношу Вам о себе, что я, по милости Божией, за молитвы Святых, доселе еще жив есмь; но после бывшаго стояния о Страстной седмице прострадал ногами до 1-го Мая, а на праздник Преподобнаго Пафнутия первый выход мой был во святый храм к службе; следовательно, грустное предчувствие Ваше того дня должно отнести Вам не ко мне, а к постигшему Вас огорчению ударом за возлюбленнейшаго сына. А я Вам писал другое, что диавол силится нанесть Вам искушение, но не поправил - какое, но постигло самое тяжкое. А посему будем усердно молить Господа Бога: Отче наш, не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго!

От всей души всеусердно желаю Вам милости и утешения от Господа Бога и исцеления страждущему младенцу Пафнутию, и навсегда остаюсь с высокопочитанием моим к Вам и с соболезнованием моим о Вас, благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугою - недостойный И. Антоний.

8 Мая 1854 г.

Без воли Божией ничто не совершается; Господь испытывает нас, чтобы соделать достойными Себе

Вы извещаете, что невинному страдальцу Христову Пафнутию Д. несколько получше, чему сердечно порадовался я. Даруй, Господи, ему за молитвы Преподобнаго Пафнутия Чудотворца получить совершенное исцеление. А с тем вместе даруй, Господи, и Вам освободиться от страдания, ибо не столько сокрушены ноги невиннаго младенца, сколько Ваши сердца сокрушены и уязвлены печалию. Вы желали бы знать, чего ради попущено быть столь тяжкому искушению: но я Вам уже писал, что судьбы Божии и Ангелам Его неведомы, кольми паче нам, человекам грешным, т. е. за грехи ли соделанные искушение оное случилось, или в предохранение от грехов будущих, или яко злато, тако искуси Вас Бог, да соделает Вас достойных Себе. Вы знаете, кажется, историю праведнаго и многострадальнаго Иова, который в кратком часе времени сколько претерпел ужасных пыток не за грехи, и за все оное благословлял Бога и, успокаивая себя, говорил: аще благая от руки Господней прияхом, то злых не претерпим ли? А как Праведник сей, в чем сам много искушен был, то получил от Господа Бога велию благодать и искушаемым помогать, то посему и советую Вам обратиться к нему с усердным молением, и смиренно просить его молитвеннаго ходатайства пред Богом об избавлении Вас от искушений и бед; и уповаю, что ради его святых и всесильных молитв обрадует Вас Господь милостию Своею.

15 Мая 1854 г.

Да возложим мы на Господа печали свои и да несем смиренно крест свой

Возлюбленному сыну Вашему, блаженному младенцу Пафнутию, даруй Господи вечный покой со Святыми! Вы об нем плачете, а он теперь во светлостях Святых радуется и веселится, и оттуда вещает к Вам: «О мне не рыдайте, родители мои, но паче самих себе согрешающих плачьте всегда; младенцем бо определися праведных всех радость, ибо мы во временной жизни ничего не сделали, об чем бы ныне плакали». Успокойтесь и на счет приобщения Св. Тайн, ибо чадо Ваше с Господом неразлучно соединено. Не думайте и об мытарствах, на которых не об чем было истязывать его. А что пред смертию тяжко страдал он, то тем показал он, что он чадо грешных родителей, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный. Не скорбите и за прочих детей, но печаль свою возверзите на Господа, без воли Коего и птенцы не умирают, кольми паче человек. Ибо Господь Бог глубиною мудрости Своей так устроил, по падении праотца нашего Адама, чтобы каждый человек родился в мир сей для того, чтобы умереть, а умирал для того, чтобы всегда жить. А посему да будет слава неизреченной и непостижимой благости и премудрости Твоей о нас, Человеколюбче Господи!

Не сетуйте на тех, которые легко судят о смерти младенцев; ибо не ведят они от опыта, сколь горько для матери и тяжко для отца лишиться дитяти! Тогда утробы их смущаются, и сердца их велиею жалостию исполняются, когда чадо их умирает, которое лепетанием своим утешало их. Кто сего не испытал, того можно извинить. Впрочем, печаль свою должно умерять радостию о спасении их, как они и сами о себе извещают: «Праведных всех (а не однаго) радость определися нам».

А распятие, виденное Вами во сне, знамением спасительным есть для Вас; ибо крест есть посланное на Вас огорчение, которое, если благодушно претерпите, то оно, как злато дражайшее, честно будет пред Богом, и увенчаны будете в день праведнаго воздаяния нетленным венцем или короною блестящею паче злата. Но помните то, если претерпите все, а Вы - по всему - нетерпеливы и малодушны.

О. Архимандрит благодарит Вас за усердие, и о кончине чада Вашего так сказал: он вмале исполни лета многа, и сего ради угодна бе Господеви душа его.

19 Июля 1855 г.

О причинах наших горестей и о том, как вести себя в скорби

Приношу Вам усерднейшую благодарность мою за почтеннейшее писание, которое имел удовольствие получить но, читая оное, болезновал я сердцем моим наиболее о том, что не с кем размыкать Вам своего горя. У каждаго человека свое горе,- иному горе от ума, а другому горе без ума; а у Вас, замечаю я, наиболее горя от многомыслия и самомнения. А посему, чем много думать и разговаривать с собою, лучше будет немного сказать: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою; и: Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи, и помилуй мя! И таким образом должно поступать во всяком горе, т. е. и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях,- чтоб меньше думать, а чаще с молитвою, хотя краткою, обращаться ко Христу Богу и к Пречистой Его Матери, чрез что и дух горькаго уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости.

12 Декабря 1853 г.

Главное — не боязнь людской молвы, а страх Божий

Душевно благодарим мы Вас за святое и частое воспоминание Ваше об обители нашей и об обитателях оной. Равно и мы ежедневно воспоминаем о Вас в недостойных молитвах наших пред Господом Богом, испрашивая на Вас и на вселюбезнейших деточек Ваших святое благословение Его и вразумление на дела благая. Но мне очень совестно пред Вами в том, что мы очень скудны и делами благими и словами назидания, но благоговеющая любовь Ваша христианская не точию прикрывает нравственные недостатки наши, а еще и доброе находит в нас убогих; а посему -  награди Вас Господи за святое смирение Ваше!

Вы, между прочим, уведомляете о том, что, живя в таком великом и пространном граде, чувствуете пустоту и тесноту, т. е. тесно отвсюду, ибо между окружающими Вас знакомыми, и ближними, и родными  - не всех видите благомыслящими и духом Христовым водимыми. Что делать! Справедливо сказано Св. Давидом о нынешняго времени людях, что  от праваго пути уклонились, вкупе неключими быти, несть творяй благостыню, несть до единаго. Но, невзирая на то, что все почти неключимы, советую Вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т. е. ограждать себя крестным знамением и при ястии и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякаго дела, ибо крестом ограждаемии врагу бывают страшни, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т. е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут, или подумают о нас.

9 Января 1862 г.

Раздражение и пустое времяпрепровождение — из худших пороков наших

Вы пишете, что небрежно жизнь свою проводите, и подвержены бываете частой раздражительности. На лень и небрежность один ответ: кто в этом пред Богом не грешен! А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинския средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи; ибо мягкое слово более имеет силы. А посему и ты, возлюбленная моя, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычек свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти; ибо и то и другое вредно, наиболее - себе.

А на Ваши вопрошения, возлюбленный мой N. N., недоумеваю что Вам и сказать! Вы обвиняете себя в том, что тупоумны стали. Это может быть от того, что Вы оскудели очень своими финансами. А когда бы в изобилии были у Вас деньги, да деньги, да и еще деньги, тогда были бы Вы министром народнаго просвещения... а без денег и умные люди, подобно Вам, сидят повеся голову и поджавши руки, не делая ничего. А чтение духовных книг советую Вам не оставлять; ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годоваго издания, и останется навсегда в памяти. А шахматная игра служит для потери времени, которое и без оной игры теряется у нас немало; лучше от нечего делать заняться от скуки фортепиано, для котораго я иногда покупывал и духовныя пьесы, и оными дарил девиц. И если бы был я в Москве, то и для Вас купил бы весьма хорошую и чувствительную пьесу: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный аз, трепещу страшнаго дне суднаго...» которою и наигрались бы Вы, и нарыдались в волю, а может быть и в страх Божий пришли бы от сего, котораго якобы не имеете Вы.

Ноября 1859 г.

Гневливость и нетерпеливость — вот от чего нужно избавляться поскорее

На счет раздражительности своей, должно всеми мерами стараться удерживать себя, дабы не приобресть себе несчастнаго навыка ко гневу, каковый несносный порок не столько заметен бываеть в себе, сколько виден он в других, и гневающиеся всуе повинны бывают геенне огненной. А посему да сохранит Вас Господь Бог от порока таковаго обоих!

Вы ублажаете меня за избежание из мира от суеты сует. Впрочем и я, так как и Вы, не без креста; ибо каждому человеку, в каком бы он ни был быту, от Бога дан свой крест, который должно всякому с детскою покорностию ко Отцу Небесному несть; поелику от малодушия и нетерпения легче не бывает. И когда, по слову св. Апостола Павла, спасется жена чадородия ради; то и муж спасется же. А посему, возлюбленне, не унывай, а на Господа Бога уповай, Который того ради и сотворил Вас, чтоб спасти Вас.

30 Сентября 1854 г.

Праведником можно быть везде

Дай Бог здравие и благополучие возлюбленной Б., ибо нет сомнения в том, что кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает.

На сих днях неожиданно посетил меня П., и говорил со мной часочка два. Человек он добрый и приятный в обхождении, но успеха в предприятиях своих что-то мало имеет, или потому, что скуден в смиренной мысли о себе самом, или Бог испытывает терпение его и веру. Нам вовсе непостижимы судьбы Божии, почему один нищ есть и убог, а другой мыслит, что сотворю, яко не имам где собрати плодов! Но одно только нам известно, что Бог человека богатит и убожит.

4 Июня 1857 г.

Вы помните, что праведный Лот и среди Содома сохранил праведность свою. Так должно разуметь и о Святителе ...ском, что его святая душа шумом празднующих не была увлечена; а мы с Вами и в кабинетном затворе своем сидя, чего-чего не передумаем! Благоискусные из всего извлекают пользу, а мы? Да не возглаголют уста мои!..

О страхованиях нынешнего поколения

Получил я книжку - Жития Святых, которую и читаю теперь, и Вам за нее приношу усерднейшую благодарность мою. Житие Благоверных князей Муромских Петра и Февронии действительно сокращено много, может быть и потому, чтобы не утомить внимания читателя, и не напугать змием, дабы и к ним он не заполз; ибо нынешние люди всего боятся, кроме Бога.

28 Мая 1858 г.

http://www.optina.ru/starets/antoniy_letters_1/