ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Следует заметить, что в православном богослужении в общем, и в чинопоследовании Литургии в частности, нет случайных слов или действий. Все здесь посредством Господа нашего Иисуса Христа, апостолов либо отцов Церкви, движимых Святым Духом, увязано в стройное гармоничное единое целое, которое, впрочем, имеет свою структуру, соединенную словно живой организм, и ведет к главной цели – спасению и обожению человека.

Такую структуру имеет и Евхаристический канон, или, как мы уже писали в прошлой статье, – анафора (от греч. возношение). Рассмотрим ее.

Анафора состоит из нескольких элементов.

1. Вступительный диалог Sursum corda (Серсум корда), что переводится с латыни как «Вознесем сердца», в свою очередь является калькой (копией) греческого выражения. Данную часть Евхаристического канона еще называют Dialogus, так как в ней происходит диалог священника и народа. Эта часть анафоры начинается с возгласа священнического «Станем добре…» и заканчивается пением хора «Достойно и праведно есть».

2. Далее идет Praefatio (Префацио, от лат. вступление). Это тайная священническая молитва «Достойно и праведно Тя пети…» и возглашение священника «Победную песнь…».

3. Потом следует Sanctus (Санктус, от лат. святой). Здесь поется хором ангельское славословие «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» и читается священническая молитва «С сими и мы блаженными силами…».

4. Следующая часть называется Anamnesis (Анамнесис, от лат. воспоминание). В этой части мы напрямую вспоминаем Тайную Вечерю. Здесь произносятся священником евангельские слова, которые были сказаны на Тайной Вечери Самим Спасителем. Эта часть начинается с возгласа «Приимите, ядите…», а заканчивается возгласом «Твоя от Твоих…».

5. Epiclesis (Эпиклезис, от лат. и греч. призывание). Часть названа так потому, что священник призывает Святого Духа на вещество Таинства Евхаристии (хлеб, вино и воду) для того, чтобы милосердный и любящий Господь преложил их в Тело и Кровь Христовы. Начинается с пения хором «Тебе поем, Тебе благословим…» и заканчивается тайной священнической молитвой «Якоже быти причащающымся…».

6. Заключительная часть Евхаристического канона – Intercessio (Интерцессио, от лат. ходатайство). Здесь священник ходатайствует перед Богом, стоя возле Его святыни Тела и Крови Христовых, за народ заступничеством Пресвятой Богородицы и всех святых. Данная часть начинается со священнического возгласа «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», а заканчивается возгласом «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!», преподаванием священнического благословения. На возглас хор отвечает: «И со духом твоим».

Части Евхаристического канона словно ступеньки лествицы возводят человека на Небо – в объятия любящего Бога, Отца нашего Небесного.

https://pravlife.org/ru/content/iz-chego-sostoit-evharisticheskiy-kanon