ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Событие, воспоминаемое 14 августа, является еще одной благодарностью Святому и Животворящему Кресту, в данном случае за избавление от болезней, нашествия арабов, турок и булгар.

C VIII в. в Константинополе утвердился обычай выносить из царской сокровищницы Животворящий Крест для освящения мест и избавления от болезней, которые часты были в августе. Накануне, 31 июля, Крест полагался в храме Святой Софии Константинопольской. На протяжении 14 дней до праздника Успения Божией Матери Крест выносился из храма и, возглавляя крестный ход, проносился по улицам и местам столицы, где совершались литии с поклонением Кресту. Отсюда и название праздника – «изнесение» (хотя точнее было бы назвать «торжественная процессия», «преднесение» Креста). В XII–XIII вв. это событие, ставшее праздником в честь избавления от болезней посредством Животворящего Креста, утвердилось во всех Православных Церквях. Сегодня во всех православных церквях Животворящий Крест выносится из алтаря на средину храма только на один день для чествования молящимися.

В этот день вспоминается событие избавления от мусульман (арабов и турок-сельджуков) Византии при императоре Мануиле Комнине (1160-е гг.) и победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами (1164 г.). Эти два события были известны обеим сторонам: и князю, и императору, которые в переписке договорились о создании единого празднуемого события. Акт установления праздника совершен был епископом Ростовским Нестором (1164–1168)[1], но служба состоялась не ранее XV в.[2]. Оба события описаны в «Сказании о победе над волжскими булгарами» (XII в.), где война против мусульман представлена как война за веру, в которой победа достигается воодушевлением явлений от иконы Божией Матери и несением Креста. Лучезарный свет от иконы покрыл собою все войско князя Андрея. Отсюда богослужение воспоминаемых событий в Византии и Руси носит название «Всемилостивому Спасу и Богородице».

Освящение воды, приуроченное к этому дню, заимствовано из практики Византии, где оно имело место в начале каждого месяца, за исключением января (когда освящение происходило на праздник Крещения) и сентября (когда освящение происходило на праздник Воздвижения). Не совсем верно связывать это освящение воды с событием крещения Руси, как будто происшедшего 1 августа (Церковь отмечает День Крещения Руси 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира). В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем»[3].

Освящение мака из мотивов созвучия слова «мак» с памятью в этот день мучеников Маккавеев неуместно и выглядит насмешкой над подвигом мучеников, проявивших стойкость и мужество в вере (стойкость, крепость, по-евр. «маккава»). Разве только можно освятить полевые цветы, из которых делают кропила, однако вряд ли кто-то будет создавать «живое» кропило.
В этот день также освящается первый сбор меда. Цель освящения указана в молитве на освящение: «…Подаждь ему действенну благодать, паче всех совершенну, да всяк отъ него вкушающий, приемлющий и ядущий обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага»[4].

Таким образом, день 14 августа насыщенный воспоминаниями проявлений Божественных действий человеку: избавление от августовских болезней в Византии посредством Животворящего Креста; победа христиан над турками, арабами и булгарами силой Животворящего Креста и предстательством Божией Матери; призвание благодати на водную стихию, освящение начатков меда в благодарность Богу за урожай; память мучеников Маккавеев, верных истинному Богу. Все эти события едины в одном – обращении к Богу в помощи, благодарности, просьбе, хвале.

Протоиерей Андрей Ухтомский

Примечания:

1. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 54.
2. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. III. М., 1901. С. 297.
3. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/908028.html
4. Требник. Чин благословения новаго меда. 

https://pravlife.org/ru/content/istoriya-prazdnika-proishozhdenie-iznese...