Истоки украинского автокефального движения. Вадим Задорожный
В октябре нынешнего года исполняется девяносто пять лет с того момента, как сторонники украинской автокефалии на первом Всеукраинском Церковном Православном соборе (ВЦПС), проведенном в Киеве, подтвердили ранее самопровозглашенную (5 мая 1920 г.) церковную независимость от Православной Российской Церкви, тем самым образовав в Украине новую церковную структуру, которая прочно вошла в учебники по церковной истории под названием «УАПЦ».
Тогда же осенью 1921-го (23 октября) в Большом Софийском соборе состоялась, так называемая, «пресвитерская» хиротония в сан митрополита Киевского и всея Украины (о которой будет сказано чуть ниже) одного из наиболее видных представителей движения за автокефалию в Украине – к тому времени уже запрещенного столичного священника Василия Липковского. Получив образование в Киевской духовной академии, в 1891 году Василий Константинович Липковский принимает священный сан. В период революционных волнений 1905 – 1907 гг. отец Василий показал себя как националист и проявил либеральные взгляды по отношению к церковным традициям (в частности активно выступал за введение украинского языка за богослужением).
После Февральской революции 1917 года в Украине начинается массовое движение среди интеллигенции и определенной части радикально-настроенного военного духовенства, направленное на создание национальной церкви. В это время создается Братство Воскресения Христового, члены которого выступают за отсоединение Украинской церкви от Российской, высылку из Киева митрополита Владимира (Богоявленского) и создание временного церковного руководства. Официально у руля братства стоял одиозный архиепископ Алексей (Дородницын), хотя, «де факто» им руководил Василий Липковский. Впоследствии некоторые участники братства составили Всеукраинскую Церковную Православную Раду, которая и провозгласила себя временным органом по управлению православной церковью в Украине.
Одним из членов ВЦПР являлся священник Николай Маринич, близкий знакомый Василия Липковского. После провозглашения Украинской Центральной Радой III Универсала в ноябре 1917-го, согласно которому, Украина становилась республикой, абсолютно независимой от России, он принял деятельной участие в формировании Армии УНР. С 1918 года он несет службу при Отдельной Запорожской дивизии Армии Украинской Державы. Начиная с 1919 года был капелланом при 9-й Железнодорожной дивизии Армии УНР, а со временем в 4-й Киевской дивизии Армии УНР. Следует сказать, что о. Николай участвует в боевых действиях Армии УНР, в частности в так называемом «Первом зимнем походе», который прошел по территориям, подконтрольным большевикам и по тылам «деникинцев».
Приблизительно в это же время, в числе войсковых священников, а именно в составе 1-й Казацко-Стрелецкой (Серожупанной) дивизии Армии УНР, а затем при штабах Правобережного и Холмского фронтов и Киевской группы Державной Армии УНР, состоит священник Иоанн Теодорович. Впоследствии он будет рукоположен в епископы УАПЦ, эмигрирует в США, а в 1950-х годах, группа верующих под его руководством объединится с УАПЦ, возглавляемой митрополитом Мстиславом (Скрипником).
Кстати говоря, последний также являлся одним старейших ветеранов Армии УНР. В прошлом хорунжий, старшина Конно-гайдамацкого полка имени К. Гордиенко, родственник Симона Петлюры, Степан Скрипник (будущий патриарх Украинской Православной Церкви, названный Мстиславом) в 1992 году передал Вооруженным Силам Украины боевое знамя 3-й Железной дивизии армии УНР, который ныне находится в Музее Вооруженных сил Украины.
Между прочим, «приключения» будущего патриарха Мстислава Скрипника не закончились только лишь участием в рядах Армии УНР. В 30-х гг. он ведет активную политическую пропольскую деятельность на Волыни. А с 1940-х гг., до принятия священства, активно сотрудничает с немецкой оккупационной властью, вместе с украинским писателем Уласом Самчуком занимается изданием газеты «Волынь», в которой стабильно появляются новости о победах доблестной немецкой армии.
В одном из номеров «Волыни» (от 7 сентября 1941) фото Степана Скрипника, на котором он хлебом-солью 31 августа встречает генерала Люфтваффе Карла Китцингера, который с 1 июля 1941 был командующим частями вермахта на Украине, руководил войсками вне тылового района группы армий «Юг». Китцингер являлся автором специальной директивы «Об умиротворении на Украине», в которой говорилось, что за каждого убитого немецкого солдата следует уничтожать десятки славян. Вся система лагерей для военнопленных, расположенных на Украине, находилась в ведении генерала Китцингера, который в 1942 году лично докладывал Гитлеру, что ежедневно на Украине умирает 4300 пленных.
Кроме того, Скрипник является руководителем Украинского Совета доверия на Волыни (в него входили многие члены ОУН), созданного по личному указанию Альфреда Розенберга, одного из главных идеологов Нацистской Германии. Все действия будущего патриарха УАПЦ Скрипника находятся на личном контроле рейхскомиссара Украины Эриха Коха.
Выходит, что у будущих иерархов автокефальной церкви было насыщенное «боевое» прошлое, в прямом смысле этого слова. Не удивительно, что одним из первых храмов, который захватили сторонники УАПЦ был древний Никольский военный собор (не без поддержки «братьев по оружию»), расположенный некогда на месте современной гостиницы «Салют» в Киеве. Именно в нем, 9 мая 1919 года священник В. Липковский совершил первую службу не на церковнославянском языке, за что и был дважды запрещен в служении и отдан под церковный суд.
Между первой литургией на украинском языке и первым Всеукраинским Церковным собором, проведенным автокефалистами в Киеве, прошло два с половиной года, полных громких политических лозунгов, заявлений и притязаний на церковную власть и святыни древней киевской кафедры. За это время никто из иерархов РПЦ так и не принял сторону националистов, которым так нужна была поддержка хотя бы двух (согласно каноническим правилам) епископов, чтобы совершить хиротонию своего собственного митрополита, от которого бы затем смогло получить «благодать» все прочее духовенство новопровозглашенной «церкви». Хрестоматийным является ответ Экзарха Украины митрополита Киевского Михаила (Ермакова) представителям УАПЦ, которые пришли к нему с предложением совершить епископскую хиротонию Василия Липковского и признать автокефалию в Украине. Владыка Михаил тогда сказал следующие слова: «Я гадюк в епископы не посвящаю!».
Тогда, будто помраченные разумом, сторонники украинской автокефалии избрали 21 октября 1921, запрещенного протоиерея Василия Липковского Митрополитом Киевским и всея Украины, главой Украинской Автокефальной Православной Церкви, а 23 октября состоялась его епископская хиротония. Руки на него возлагали отнюдь не епископы, как это следовало бы, а пресвитеры (отчего она иногда называется «пресвитерской»), диаконы и даже миряне! Абсурдно, дико, но этим не закончилось… на главу будущего «митрополита» возложили десницу священномученика Макария, которая хранилась в Софии Киевской, где и происходило все действо…
Так, с самовольно «выхваченной» благодатью из рук первосвятителя Киевского и началась Украинская Автокефальная Православная Церковь, члены которой часто именуются в народе метко и красноречиво «самосвятами»!
http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/istoki-ukrainskogo-avtoke...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии