Иоанн Златоуст — редактор Божественной Литургии. Священник Михаил Желтов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иоанн Златоуст

В день памяти свт. Иоанна Златоуста руководитель редакции богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия», клирик храма вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках священник Михаил Желтов ответил на вопросы «ТД» о том, как часто Иоанн Златоуст советовал причащаться, почему произносил очень долгие проповеди и действительно ли составил чин Божественной Литургии.

– Мы говорим «литургия Иоанна Златоуста». Неужели ее текст целиком написал Златоуст?

– В своей первооснове литургия восходит к преданию Церкви еще апостольского времени. Поначалу практика совершения таинства Евхаристии не фиксировалась письменно. Если не считать совершенно уникального свидетельства «Дидахе», первые записанные тексты евхаристических молитв начали появляться в III веке, а последовательная фиксация чинов литургий имела место уже в IV веке. Именно отцам IV века принадлежат первоначальные авторитетные редакции чинов литургий.

В частности, современной наукой установлено, что редактором текста, который известен нам как анафора литургии свт. Иоанна Златоуста – то есть главная, центральная часть этого евхаристического чинопоследования, действительно был сам святитель Иоанн Златоуст (отметим, что из того, что анафора Златоустовой литургии принадлежит святителю Иоанну, не следует, что он написал ее «с чистого листа»: в основе этой анафоры лежит древняя анафора Антиохийской Церкви, где она носила имя Апостолов). И затем уже к этому ядру прибавлялись другие молитвы.

Литургия развивалась в течение многих веков, не надо думать, что она была написана в один момент и с тех пор вообще не менялась. На протяжении столетий она вбирала все лучшее из жизни Церкви, и окончательно наш чин литургии сложился только к XIV веку. Но даже и после этого времени в чине литургии имели место небольшие тонкие изменения и дополнения.

– Можно ли сегодня служить литургию по тому чину, по которому служил Златоуст, не учитывая эти «прибавления»?

– Общий порядок чина на самом деле не так сильно изменился, как может показаться. Примерно начиная с чтения Апостола чин литургии в основных своих частях остался в целом тем же, каким он был уже во времена Златоуста. Конечно, в течение веков прибавились некоторые новые элементы – в первую очередь, чин проскомидии и начальные антифоны (а также сугубая ектения после Евангелия, некоторые небольшие песнопения, ряд молитвословий в самом конце литургии). После VI-VII веков стал более торжественно, чем раньше, совершаться великий вход. Но все же радикальных изменений в чинопоследовании не было.

– Сегодня язык богослужения далек от разговорного. Во времена Златоуста язык литургии был разговорным языком?

– Греческий язык, на котором писал Златоуст, – явление сложное, он позволял использование весьма различных стилей. Конечно, хотя проповеди свт. Иоанна Златоуста и были несколько стилизованы, он обращался к своим слушателям на таком языке, который был им понятен. На столь же понятном, если даже еще не более простом языке, написана и анафора.

– Святитель Иоанн назван «Златоустом» за свой ораторский дар, талант проповедника. Сколько длилась его проповедь?

– Проповеди Златоуста были весьма продолжительны. И это было не совсем обычно. Суд над Иоанном Златоустом (неправедный, как известно), инкриминировал ему, в частности, то, что для проповеди он выходил на амвон. В те времена амвоном называли возвышение в середине храма, у нас оно сохранилось только в традиции архиерейского богослужения. Другие епископы проповедовали с горнего места (тогда его форма также была не такой, как сейчас). Отсюда хорошо видно, что подход Златоуста к проповеди для своего времени был не вполне типичным.

– Почему?

– Очевидно, он был уверен, что именно так ему и следует поступать. Вообще, каждый человек обладает перед Богом своей мерой ответственности, отвечает за собственный выбор и собственную жизнь. Из отношения Златоуста к проповеди, как и из его смелых и решительных поступков, видно, что святитель шел в этом до конца.

– Как часто, по его мнению, надо причащаться?

– Во времена свт. Иоанна Златоуста уже не было практики обязательного причащения за каждой литургией. Как известно, в своих проповедях Златоуст не осуждает ни тех, кто причащается редко (раз в году, например), ни тех, кто причащается часто (на каждой литургии). Осуждает он только приступающих к Причащению, имея нераскаянные тяжкие грехи, а также тех, кто думает, будто он может сам решить, когда он будет «готов» принять этот великий Дар, а потому откладывает Причащение из-за «неготовности». По Златоусту, вполне «готовым» быть невозможно. Если человек осознает свое недостоинство, но с верой приступает к Чаше, то это и будет правильное отношение к Причащению вне зависимости от того, насколько часто это происходит.

– Собрание сочинений Иоанна Златоуста – целых 12 томов. Как оно задействовано в жизни Церкви сегодня?

– Корпус творений Иоанна Златоуста в основном состоит из большого числа толкований на книги Священного Писания и проповедей. Многие из этих текстов, согласно уставу, должны читаться за богослужением: толкование Евангелия от Иоанна – в период Пятидесятницы (ежедневно на утрене после кафизм), толкование Евангелия от Матфея – в период от праздника Троицы и до праздника Воздвижения (в том же месте службы). Некоторые проповеди и слова назначены на конкретные дни церковного года. И конечно, сочинения свт. Иоанна Златоуста стали источником вдохновения для многих проповедников.

Беседовала Ольга Богданова


Источник: Татьянин день