Иоанн Богослов: «ученик, которого любил» Иисус
Вообще-то Иоанн единственный из евангелистов, кто говорит о себе хоть что-то. Ни в одном из других трех Евангелий мы не найдем об авторе ни слова. А здесь читаем: Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус… Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин 21:20, 24)1.
Но конечно, этого еще недостаточно, чтобы однозначно идентифицировать автора как Иоанна Богослова, одного из двенадцати апостолов. И в библейской науке не обошлось без споров о том, действительно ли этот текст, такой возвышенный и глубокий, написан сыном простого галилейского рыбака. Лишь в XX веке авторство Иоанна Богослова надежно отстоял британский епископ Брук Фосс Уэсткотт. Он скрупулезно проанализировал содержание и язык четвертого Евангелия и доказал, что его автор: 1) был евреем; 2) жил в Палестине; 3) являлся очевидцем евангельских событий; 4) входил в круг Двенадцати; 5) это был Иоанн.
Но почему же сам он намекнул на свое авторство так туманно? И разве это скромно — называть себя любимым учеником Христа?
Для античной литературы было характерно подчеркнутое внимание к фигуре автора. Но Евангелия плохо вписываются в каноны античной литературы — и в жанровом отношении (их лишь с большой натяжкой можно отнести к историческим биографиям), и в плане авторства тоже. Истину своих слов каждый из апостолов подтверждает не своим именем, а древними библейскими пророчествами и, главное, Самим воплотившимся Словом Божиим — Иисусом Христом. И если апостол Иоанн упоминает о себе как об очевидце евангельских событий 2, то только чтобы окончательно убедить сомневающихся.
Дело в том, что ко времени написания четвертого Евангелия (конец I века) среди христиан распространились серьезные заблуждения о Христе. Будто бы Иисус не был, а только казался человеком, являлся как призрак, своего рода голограмма, так что и страдания Его на Кресте были кажущимися, и смерть — мнимой…
Иоанн Богослов усердно выкорчевывал эту ересь, ведь из нее получалось, что ни воплощение, ни крестный подвиг Христа жизнь людей никак не изменили… Иоанн отвечал на это жестко: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин 4:3). Потому-то в его Евангелии так важны детали, свидетельствующие, что Господь был живой человек из плоти и крови. Устав от долгого пути, Он просит у женщины воды из колодца (Ин 4:6,7); приходит в дом умершего Лазаря и скорбит с Его сестрами (Ин 11:33—35); предлагает апостолу Фоме вложить пальцы в раны на Его теле, чтобы тот убедился, что Он воскрес (Ин 20:27). Свидетель всему этому — сам автор. Только ради этого он и упоминает о себе.
Ну а что касается скромности… «Ученик, которого любил Иисус» — да ведь эти слова гораздо больше говорят об Иисусе, чем о самом Иоанне! В них угадывается горячая благодарность Иоанна к Господу Иисусу, проявлявшему особое участие и доверие к самому юному из апостолов 3. Иоанн дорожил этим доверием и любовью, благодаря которым он прикоснулся к сокровенным сторонам земной жизни Спасителя: например, только ему Христос открыл на Тайной Вечере имя предателя (см. Ин 13:23–26). Ни о какой надменности или гордости тут и речи нет.
- Нужно сделать оговорку: большинство библеистов ставят авторство последней главы Евангелия от Иоанна под сомнение. В современной науке принято считать, что эта глава и весь предыдущий текст написаны разными людьми. Впрочем, и без этого в Евангелии от Иоанна хватает упоминаний об «ученике, которого любил Иисус».).
- Такое упоминание есть не только в спорной с точки зрения авторства последней главе Евангелия от Иоанна, но и в самом его начале: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин 1:14). А также в Первом соборном послании Иоанна: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам… (1 Ин 1:1–3)
- По сведениям Епифания Кипрского, Иоанн закончил свое Евангелие, когда ему было 90 лет. Современные историки датируют Евангелие от Иоанна примерно 100 годом от Р. Х. Если так, то во времена евангельских событий, то есть около 30 года, Иоанну было примерно 20 лет.
«Что будем делать?» — сообщество людей, для которых важна тема отношений. Вместе с авторами журнала «Фома» разбираемся, как жить в современном мире с опорой на традиционные ценности и православное христианство: @foma_ru_psychology
Автор диакон Игорь Цуканов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии