Икона Богоявления: как изобразить голос, реку и убегающее море. Надежда Нефедова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Крещение Господне
В новом году в мою жизнь неожиданно вошли, то есть, вплыли рыбы. Прихожане подарили настоятелю аквариумных рыбок. Я не знала об этом, но post factum вела долгие беседы с ответственной за "малых сих" протоиерейского аквариума. Вспоминала детство: каких только рыб у меня не было! Даже удалось вырастить выводок данио-рерио, хотя и небольшой. С «главным по рыбе» обсуждалось соседство суматранских барбусов и скалярий, веселый нрав сомика, который в первый же день выкопал все водоросли. Когда было решено докупить стайку веселых барбусов и я уже забыла про всяческое рыбоводство, рыбы снова оказались в поле моего зрения, и не только они. Потребовалось написать статью об иконографии Богоявления. При чем здесь обитатели вод, спросите Вы? Если внимательно рассмотреть икону, то можно увидеть иной раз не только рыб, но и существ, отдаленно напоминающих персонажей сказок, например, водяных. Откуда они там и что означают?

Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, датируется обычно III веком. В то время празднования Рождества и Крещения составляли единое торжество, посвященное пришествию в мир Спасителя.

Фреска римских катакомб. III в.
Фреска римских катакомб. III в.

На фреске, правая половина которой не сохранилась, представлен обнаженный крещающийся, на голове которого - рука совершающего Таинство. В верхней части — изображение Бога Духа Святого в виде голубя. Некоторые исследователи полагают, что эта сцена может посвящаться не Крещению Господа в Иордане, а крещению какого-то новообращенного христианина. Эта версия, на первый взгляд, подтверждается тем, что изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж. Однако в III-IV веках Христа часто изображали юношей, а не взрослым человеком. Такая трактовка образа, подчеркивающая молодость, передавала идею вечности Божества. Кроме того, существует предположение, согласно которому небольшой рост и детские черты Иисуса могут прикровенно указывать на Рождество в Вифлееме. В III веке еще не существовало изображений Рождества, но художник хотел намекнуть и на это событие, отмечающееся вместе с Крещением. Эта версия подтверждается и другими ранними памятниками, на которых фигура Христа явно мельче фигуры Иоанна Крестителя, например, рельефом на окладе Миланского Евангелия, созданным во второй половине V века.

Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан
Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

Такая особенность масштаба фигур может объясняться желанием художника проиллюстрировать слова Иоанна Предтечи: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Эта метафора говорит о том, что Иоанн выполнил свою основную задачу, его проповедь сходит на нет, скоро он будет казнен, а проповедь Спасителя только начинается.

В период христианизации империи все большее количество людей желало принять Крещение. Возникла необходимость создания специальных церковных зданий, в которых можно было бы совершать Таинство над многими людьми. Такие постройки — баптистерии — возводились рядом с большими храмами. В специально отведенные для совершения Таинства дни, например, в Великую Субботу, новокрещеные в белых одеждах входили во время Литургии в собор под пение «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся...». Это песнопение до сих пор поется в праздничные дни вместо «Трисвятого».

Мозаика купола арианского баптистерия. Конц Vв. Равенна, Италия
Мозаика купола арианского баптистерия. Конц Vв. Равенна, Италия

В куполе баптистерия ариан, построенного по приказу короля остготов Теодориха в Равенне, вполне логично размещено изображение Крещения Господня. Христос представлен юношей, без бороды и, как и в предыдущих памятниках, обнаженным. Эта нагота не случайна: Христос изображается как Адам в раю до грехопадения. Тем самым подчеркивается, что Христос — новый Адам, безгрешный Богочеловек, пришедший спасти падшее человечество. В более поздних произведениях Христа изображают и обнаженным, и в препоясании.

Иоанн Предтеча изображен одетым в звериную шкуру: так, видимо, художник представлял одежду из верблюжьего волоса. Правая рука пророка на главе Христа — жест, заимствованный из практики совершения Таинства, в левой руке — посох. Слева от Христа изображена весьма любопытная фигура — полуобнаженный седовласый старец, облокотившийся на сосуд, из которого вытекают речные воды. Этот персонаж — символ, персонификация реки Иордан. Эта ранняя мозаика хорошо иллюстрирует сложный процесс создания христианского образа. Художники еще только ищут возможные решения, поэтому персонификации реки выделено практически столько же пространства, сколько фигуре Крестителя. В более поздних произведениях образ Иордана «измельчает» и займет белее подобающее ему место в водах реки.

Мозаика купола баптистерия православных. Vв. Равенна, Италия
Мозаика купола баптистерия православных. Vв. Равенна, Италия

В той же Равенне был построен баптистерий православных, в котором подкупольная мозаика посвящена Крещению, как и в баптистерии ариан. К сожалению, эта мозаика сильно пострадала от времени, так что большие утраченные участки были восполнены художниками позднейших эпох. Это легко заметить, если приглядеться к пропорциям фигур и чертам ликов. Кроме того, «реставратор» добавил нечто совершенно новое: правая рука Предтечи не лежит на главе Христа, а держит над Ним некую тарель. Так художник передал позднюю католическую практику Крещения через обливание, которая никак не могла существовать в V веке.

Эчмиадзинское Евангелие. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Эчмиадзинское Евангелие. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Раннехристианское искусство Востока развивалось в русле своих строгих традиций. Оно придерживалось принципа, который можно условно назвать «историзмом». Здесь мы не увидим аллегорических фигур или персонификаций, столь любимых мастерами из регионов, где существовало сильное влияние античного наследия. Миниатюрист Эчмиадзинского Евангелия, созданного в VI веке в Армении изобразил не только Бога Духа Святого в виде голубя, но и небесный сегмент с благословляющей десницей Бога Отца. Эта деталь призвана напомнить зрителю о словах Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17)

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Первым дошедшим до нас живописным изображением, выполненным на доске, является сцена Крещения на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Исследователи полагают, что это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, возможно, в Палестине. Художник окружает центральную сцену фигурами ангелов (справа) и апостолов Андрея и Иоанна (слева), вводя таким образом историческую деталь.

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция

В произведениях средневизантийского периода появляются новые детали, усиливающие повествовательный характер изображения. На мозаике собора Осиос Лукас рядом с Иоанном Крестителем изображено древо с секирой у корней — указание на пророчество Предтечи (Мф.3:10). В водах реки помещена колонна, завершающаяся Крестом. Возможно, это аллюзия на монумент, установленный при святом императоре Константине у Иордана.

Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 гг. Греция
Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 гг. Греция

Кроме ангелов и двух апостолов византийские мастера иногда изображают людей, пришедших послушать проповедь Иоанна Предтечи. На мозаике собора монастыря Неа Мони один из таких персонажей разделся, готовясь войти в воду, другой уже плывет по реке. Мозаичисты намеренно делают фигуры этих людей маленькими, подчеркивая с помощью масштаба их второстепенность. 

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Одним из самых прекрасных и самых пронзительных образов Богоявления стала мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни, созданная в период правления династии Комнинов. К несчастью, мозаичное убранство и само здание сильно пострадали от разрушительных землетрясений; уже несколько лет храм закрыт в связи с реставрацией.

Икона-таблетка из собора Святой Софии в Новгороде. Конец XVв. Новгородский музей-заповедник
Икона-таблетка из собора Святой Софии в Новгороде. Конец XVв. Новгородский музей-заповедник
 
На древнерусских иконах, как и на поздневизантийских, в водах реки изображается не только старец, символизирующий Иордан, но и женщина, плывущая на дельфине. Это персонификация моря. (В древнегреческом языке слово «река» — мужского рода, а слово «море» — женского). Вместе эти два символа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: « Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

В водах реки художники любят изображать самых разнообразных рыб, у русских мастеров рыбы часто похожи на осетров. Встречаются и образы, на которых в Иордане плавают дети.

На иконе XIV века (из собрания Национального музея в Белграде) на вершинах горок помещены две небольшие полуобнаженные фигуры. В руках они держат сосуды, из которых льется вода. Это персонификации водных источников Иора и Дана, при слиянии которых, согласно преданиям, образовался Иордан.