Игра престолов ПЦУ: Филарет проиграл битву, но надеется выиграть войну. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Филарет остается в меньшинстве: на его зов прибыли всего четыре «архиерея»

Главные тезисы обращения «почетного патриарха» ПЦУ и главы Киевского патриархата Филарета Денисенко.

«Почетный патриарх» или «дедушка» ПЦУ, как его окрестил архиепископ-фанариот Данил (Зелинский), Филарет Денисенко объявил о возрождении Украинской православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Причем прямым текстом сказал, что произойдет это путем раскола с ПЦУ и Епифанием.

Для реализации своих планов он созвал «епископат» к себе во Владимирский собор 13-14 мая для «дружеской беседы». Однако под его знамена встали всего 4 «архиерея» из 60.

Провал? Да, пожалуй, но только не для Филарета. Уже после этой «дружеской беседы» пресс-служба УПЦ КП выпустила обращение Филарета ко всей украинской пастве, а затем «дедушка» ПЦУ озвучил его на пресс-конференции. Проанализируем основные посылы данного документа.

Первое: Киевский патриархат был, есть и будет

Цитата из обращения:

«1. Киевский Патриархат не надо восстанавливать, потому что он был, есть и будет.

2. Патриарх Филарет остается действующим иерархом. Он имеет свою епархию – Киев, постоянный член Священного Синода. А раз есть действующий Патриарх, то есть и Киевский Патриархат.

3. УПЦ Киевского Патриархата остается зарегистрированной в государственных органах. В частности, зарегистрирована Киевская патриархия. Это означает, что юридически Киевский Патриархат продолжает существовать».

Согласно решениям Константинопольского патриархата и уставу ПЦУ, Филарет является действующим «иерархом», но не действующим «патриархом», он – «почетный патриарх». Архиепископ Данил (Зелинский) охарактеризовал это звание как некую «цацку» для престарелого человека – пусть, мол, позабавится на старости лет. И епархии своей он не имеет. По уставу ПЦУ, он фактически управляет только двумя киевскими монастырями. Однако, согласно уставу УПЦ КП, то есть зарегистрированной религиозной организации, которая не находится в стадии ликвидации, Филарет – глава УПЦ КП и действующий «патриарх».

В обращении Филарета приводится и объяснение того, как Киевский патриархат, будучи ликвидированным на «объединительном Соборе» 15.12.2018 г., вдруг оказался действующим. И это объяснение демонстрирует нам второй посыл документа.

Второе: Мы врали, врем, и будем врать

Все происходящее представляет из себя жуткое дежа вю. Вспомним, как Филарет Денисенко на Архиерейском Соборе в Москве в начале апреля 1992 года дал архиерейскую клятву перед крестом и Евангелием (аудиозапись можно найти в интернете), что он уйдет с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви. Но по приезде в Киев он созвал 14.04.1992 г. пресс-конференцию, на которой заявил, что никуда не уйдет, а архиерейскую клятву дал «по дипломатическим соображениям».

Точно так же и сегодня Филарет не отрицает, что УПЦ КП самораспустилась, не отрицает, что он отказался быть главой ПЦУ, не отрицает, что согласился на статус митрополии вместо патриархата, но утверждает, что это было сделано «ситуативно».

Цитата из обращения:

«Наш отказ от статуса Патриархата был чисто ситуативным».

Т. е. с точки зрения «почетного патриарха», любая ложь и неправда, любое мошенничество может быть оправдано ситуацией. В обращении прямо говорится, что согласие на роспуск УПЦ КП и отстранение Филарета от управления было не чем иным, как попыткой мошенническим путем завладеть Томосом, а Константинопольского патриарха Варфоломея оставить в дураках.

УПЦ КП формально выполнила условия патриарха Варфоломея. Цитата из обращения:

«Почему Вселенский Патриарх требовал отказа от статуса Патриархата? Потому что Украинская Православная Церковь в статусе патриархата не может быть в составе Константинопольского Патриархата. А надо было, чтобы УПЦ теоретически стала частью Константинопольского Патриархата. Что мы должны были делать? Отказаться от теоретического входа в Константинопольский Патриархат? Тогда Вселенский Патриарх не имел канонического права предоставлять не части Церкви Томос. Для получения Томоса надо сначала стать Киевской митрополией в составе Константинопольского Патриархата. По этой причине Вселенский Патриарх просил и ставил условие, чтобы я не выдвигал свою кандидатуру на пост Предстоятеля, а митрополит Эммануил – председатель Собора, чтобы я не надевал патриаршего куколя на Соборе».

«Наш отказ от статуса Патриархата был чисто ситуативным».

Из обращения Филарета Денисенко

Объясняет «дедушка ПЦУ» и свои обманные действия. Что, фанариоты, хотите отказа от статуса патриархата? Да пожалуйста!

Цитата из обращения:

«Для созыва Собора и предоставления Томоса перед Патриархом Филаретом были поставлены следующие условия: не выдвигать свою кандидатуру на пост Предстоятеля. Почему? Потому что Украинская Православная Церковь будет признана автокефальной Церковью только в статусе митрополии, а не патриархата».

Хотите самоликвидацию УПЦ КП? Да пожалуйста!

Цитата из обращения:

«Второе условие со стороны Вселенского Патриарха – подписи архиереев о прекращении действия Киевского Патриархата».

Все сделаем, только дайте Томос!

Цитата из обращения:

«Что должен был делать Патриарх Филарет в этих условиях? Отказаться ради сохранения за собой возглавления Церкви или пойти на унижение ради получения Томоса. Патриарх Филарет выбрал унижение. Поэтому мы имеем Томос о нашей автокефалии».

Все эти условия Филарет и УПЦ КП формально выполнили, но в действительности это был изначальный обман, заведомая ложь. Филарет прекрасно осознавал, что все это недействительно.

Цитата из обращения:

«Отменить решение о создании Киевского Патриархата может только Поместный Собор Церкви, который создал Киевский Патриархат. Такого Собора не было. Значит, Киевский Патриархат остается, он продолжает действовать, тем более, что он зарегистрирован в государственных органах. Нам могут возразить, что отказ от статуса Патриархата была на Поместном Соборе в св. Софии 15.12.2018 г. Да! На Поместном Соборе, но этот Собор был не Собором Украинской Автокефальной Церкви (УПЦ КП – Ред.), а Собором Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата».

Приводит Филарет и аргументы, подтверждающие нелегитимность Собора УПЦ КП 15.12.2018 г., а следовательно, и недействительность всех его решений о самороспуске и отказе от статуса патриархата. Они следующие:

  • Собор созвал патриарх Варфоломей, а не предстоятели украинских Церквей, т.е. УПЦ КП и УАПЦ;
  • на Соборе председательствовал представитель Константинопольского патриарха, митрополит Эммануил;
  • в Соборе принимали активное участие архиереи Константинопольского патриархата, которые не имели бы такого права, если бы это был действительный Собор УПЦ КП.

Мошенничество налицо: принять заведомо недействительные решения с целью выманить Томос у патриарха Варфоломея. И патриарх Варфоломей на все это клюнул и Томос выдал.

Вранье продолжается и сегодня, продолжится и в будущем.

Цитата из обращения:

«Мы соглашаемся на статус митрополии и искренне благодарим Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея за предоставленный нам Томос и за мужество в отстаивании канонического порядка в Церкви. Но в будущем мы хотим быть признанными в статусе Патриархата».

«Отменить решение о создании Киевского Патриархата может только Поместный Собор Церкви, который создал Киевский Патриархат. Такого Собора не было».

Из обращения Филарета Денисенко

Как же вы согласились на статус митрополии, если в первых же строках обращения говорите, что «Киевский патриархат был, есть и будет»? «Дедушка ПЦУ» открыто признает, что он врет внешним силам о том, что ПЦУ это патриархат, на внутренним – что ПЦУ это митрополия.

Цитата из обращения:

«Поэтому мы снаружи – митрополия, а внутри Украины мы продолжаем быть Патриархатом».

Такой вот получился двуликий Янус. Кстати, согласно древнеримской мифологи, двуликий Янус – это «божество всех начинаний, дверей, входов и выходов».

Третье: На верность новой власти мы присягали, присягаем и будем присягать

Денисенко всегда отличался тем, что присягал на верность любой власти, которая устанавливалась в государстве.

Он верой и правдой служил советской власти и был ею весьма обласкан. Священник и духовный писатель Павел Адельгейм вспоминал, как, будучи студентом Киевской духовной семинарии, в 1959 г. выслушивал речь тогдашнего ректора семинарии, архимандрита Филарета о любви к советской власти: «Я, сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться?! Под чьим небом вы живете?! Чей хлеб едите?! По чьей земле ходите?! Вы неблагодарные, вас советская власть учит, а вы!..»

Но когда советская власть пала, Филарет стал ее всячески поносить, а новую украинскую власть всячески восхвалять. Хотя до распада СССР в 1991 г. было все с точностью до наоборот. Вот и сейчас – не успел Петр Порошенко уйти с поста Президента, как Филарет объявил его отступником и фактически присягнул на верность новым правителям Украины, среди которых называет не только Владимира Зеленского, но и… Игоря Коломойского.

Цитата из обращения:

«Безусловно, большую роль (в получении Томоса – Ред.) сыграл Президент Украины П.А. Порошенко, а также Верховная Рада Украины во главе с ее председателем Андреем Парубием. <…> Но сейчас П.А. Порошенко отступил от обещанных договоренностей и фактически дал согласие на ликвидацию Киевского Патриархата».

Все! Правитель повержен – и его можно винить в ликвидации Киевского патриархата. То, что такое же согласие дал и сам Филарет, подписав вместе со своими «архиереями» документ о ликвидации УПЦ КП, не в счет. Ведь это было «чисто ситуативно». Дуля в кармане, и ври сколько хочешь!

Другое дело новый Президент. Перед ним нужно выставить все свои заслуги.

Цитата из обращения:

«Никто не может отрицать, что результатом является Киевский Патриархат. Если бы его не было, то не было бы и речи о Томосе, потому что не было бы кому давать. Это видят не только церковные деятели, но и светские, и такие как новоизбранный Президент Украины В.А. Зеленский и бизнесмен И. В. Коломойский и другие».

Казалось бы, при чем тут Коломойский, который к тому же находится в Израиле? Но нет, «дедушка ПЦУ» четко улавливает, кто на самом деле будет решать вопросы и кому нужно присягать на верность.

Четвертое: Заграничные приходы мы имели, имеем и будем иметь

Как известно, одним из пунктов пресловутого Томоса об автокефалии ПЦУ и одним из условий его предоставления является передача всех зарубежных приходов УПЦ КП и УАПЦ в юрисдикцию Фанара. Филарет на это согласился, но, опять-таки, с дулей в кармане, как он сам говорит в подобных случаях: «ситуативно».

На самом деле Филарет заявляет о сохранении зарубежных приходов в юрисдикции УПЦ КП (или ПЦУ, уже и не разберешь). Для этого он даже отказывается от названия «Православная Церковь Украины» и настаивает на названии «Украинская православная Церковь» которое почему-то считает принадлежащим именно его конфессии.

«Безусловно, большую роль (в получении Томоса – Ред.) сыграл Президент Украины П.А. Порошенко. <…> Но сейчас П.А. Порошенко отступил от обещанных договоренностей и фактически дал согласие на ликвидацию Киевского Патриархата».

Из обращения Филарета Денисенко

Цитата из обращения:

«Почему мы не согласны на название Православная Церковь Украины, или в Украине.

1. Потому что все автокефальные Церкви имеют прилагательного название: Русская Православная Церковь, а не Православная Церковь в России; Румынская Православная Церковь, а не Православная Церковь в Румынии; Болгарская Православная Церковь, а не Православная Церковь в Болгарии; и так все Церкви, которые получили Томос от Константинопольской Церкви. Только нашу Церковь назвали не так, как другие – не Украинская Православная Церковь, а Православная Церковь Украины.

2. Что за этим скрывается? Это означает, что православные украинцы за пределами Украины не относятся к Украинской Православной Церкви. И об этом сказано в Томосе. Православные украинцы за границей возмутились этим. Они хотят принадлежать к своей родной Церкви.

3. Все автокефальные Православные Церкви сохраняют за собой свою эмиграцию, кроме греческих Церквей. Вся греческая диаспора канонически подчиняется Вселенскому Патриарху.

4. Поэтому и мы должны называться Украинской Православной Церковью, а не Православной Церковью Украины, чтобы наша украинская эмиграция имела право принадлежать к своей родной Церкви».

Пятое: Во всем виноват Епифаний, который выполняет волю Москвы

Обвинения «почетного патриарха» ПЦУ в адрес предстоятеля ПЦУ сводятся к тому, что Епифаний Думенко:
не соблюдает того, о чем договорились на «объединительном Соборе» 15.12.2018 г.;

  • пытался на первом заседании Синода ПЦУ отправить Филарета на покой;
  • ни разу за пять месяцев не служил с «патриархом», даже в день его 90-летия;
  • не встречается с Филаретом и не звонит ему;
  • разъединяет ПЦУ;
  • пугает отзывом Томоса, но делает все для того, чтобы это случилось.

Всех, кто не признает существование Киевского патриархата – а это Петр Порошенко, Епифаний Думенко, глава Департамента Минкульта по делам религий Андрей Юраш и многие другие, – объявляют антиукраинскими силами.

Цитата из обращения:

«Сегодня все антиукраинские силы подключились к уничтожению в Украине Киевского Патриархата».

А Епифания Думенко прямым текстом обвиняют в том, что он работает на Москву.

Цитата из обращения:

«Москва удовлетворена положением дел в УПЦ (имеется в виду УПЦ КП или ПЦУ – Ред.). То, чего она не могла достичь разнообразными усилиями, достигает ныне делами нынешнего Предстоятеля УПЦ (ПЦУ – Ред.)».

Шестое: Что нужно делать, по мнению «почетного патриарха»

Дать Филарету реальную, а не «почетную» власть в ПЦУ (УПЦ КП)! И в частности, предоставить ему право председательствовать на заседаниях Синода и Собора ПЦУ (УПЦ КП).

Цитата из обращения:

«Для того, чтобы исправить положение, а его можно исправить, надо выполнять те договоренности, которые были достигнуты перед Собором в присутствии Президента П.А. Порошенко и с архиереями. А это значит, что Предстоятель несет ответственность за внешнее представительство УПЦ, а Патриарх отвечает за внутреннюю церковную жизнь в Украине, но в сотрудничестве с Предстоятелем. Предстоятель ничего не делает внутри Церкви без согласия Патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях Священного Синода и на Соборах УПЦ (ПЦУ или УПЦ КП – Ред.) ради сохранения единства, ее рост и убеждения».

Итак, война всем противникам Киевского патриархата и прежде всего Епифанию объявлена! То, что Филарет опубликовал свое обращение уже после того, как его открыто поддержали всего 4 «архиерея» из 60, означает, что сей факт его не смущает нисколько. Кто выйдет победителем из этой «игры престолов», за кого болеть и на кого делать ставки, по сути, не важно. Важно, что все меньше и меньше людей как в Украине, так и за ее пределами, наблюдая все эти игрища, понимают, что весь проект ПЦУ, как и УПЦ КП и УАПЦ, не имеет к Церкви Христовой никакого отношения.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/62164-igra-prestolov-pcu-filaret-proi...