Идентификация Зинкевича: что известно о возможном будущем главе ПЦУ. Константин Шемлюк
Прошлое, настоящее и будущее одного из самых скандальных «клириков» Киевского патриархата Михаила Зинкевича.
Наблюдая за перипетиями противостояния номинального главы ПЦУ Епифания Думенко и ее «почетного патриарха» Филарета Денисенко, мы совершенно выпустили из внимания человека, от которого, вполне возможно, зависит дальнейшая судьба этой религиозной структуры. Речь о «митрополите» Луцком и Волынском Михаиле Зинкевиче.
Зинкевич – один из самых одиозных и скандальных «клириков» Киевского патриархата. До последних событий его считали неформальным лидером группировки, которая имела альтернативный Филарету взгляд на развитие УПЦ КП. Поговаривают, что эта группа «епископов», оказывающих безоговорочную поддержку Михаилу, состоит из 12 человек.
Кроме них, внутри УПЦ КП есть довольно большая группа сочувствующих Зинкевичу «епископов», которые готовы были поддержать его кандидатуру на пост предстоятеля ПЦУ во время «объединительного Собора». Однако не сложилось, и в первую очередь потому, что против него выступил лично «патриарх» Филарет. Тогда «митрополит» Михаил смирился и свою кандидатуру снял.
Но отказался ли он от борьбы за пост предстоятеля ПЦУ, что это за человек, и чего от него можно ожидать в ближайшем будущем?
Деньги, машины и недвижимость
«Митрополит» Луцкий и Волынский Михаил по светскому образованию – слесарь. Какое-то время работал в Почаевской лавре, а потом решил связать свою жизнь с Богом и с 1990 по 1994 годы учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Однако то ли из-за отсутствия перспектив стать епископом канонической Церкви, то ли из-за мотивов личного характера Зинкевич в 1997 году ушел в раскол и за три года прошел путь от простого «иеромонаха» до «епископа» Киевского патриархата.
О нем говорят как о человеке, которому чужды аскетические нормы монашествующих. Более того, шикарная личная жизнь «владыки» Михаила неоднократно становилась объектом критики волынских СМИ, что приводило к оправданиям типа «нельзя говорить, что все, кто имеет красивый автомобиль, обязательно его украл». Не знаем насчет всех, но самого Зинкевича довольно часто обвиняли в финансовых махинациях и бизнес-деятельности, к которой Церковь не должна иметь никакого отношения.
В июне 2016 года СМИ опубликовали информацию, согласно которой «митрополит» Михаил стал учредителем предприятия под названием «Соломон». По словам журналистов, «предприятие "Соломон" было основано для того, чтобы прикрывать сделки с недвижимостью. Ведь точно известен тот факт, что помещения епархиального управления Волынской епархии УПЦ КП сдаются в аренду под различные нужды. Среди арендаторов у Зинкевича есть бутики модной одежды и обуви, книжные магазины, кафе, фотосалоны и прочее. Между прочим, в аренду под коммерческую деятельность сдаются также помещения в новом корпусе "Волынской православной богословской академии"».
«Нельзя говорить, что все, кто имеет красивый автомобиль, обязательно его украл».
«Митрополит» Луцкий и Волынский УПЦ КП Михаил Зинкевич
Позже, в июне 2017 года, Волынская епархия УПЦ КП и лично «митрополит» Михаил были замешаны в скандале с изгнанием издательства «Инициал» из помещений, которые сдавало в аренду епархиальное управление. Зинкевич тогда утверждал, что между ним и главой издательства были заключены устные договоренности, которые не имели документального подтверждения. По его словам, команду выгнать издательство на улицу дал «патриарх» Филарет. Причина – отсутствие финансовой помощи монастырю.
Однако эти утверждения опроверг директор «Инициала» Виктор Федосюк, который обвинил УПЦ КП в незаконном обороте денег и назвал Зинкевича «фарисеем и лгуном».
Свечки, пули и святые воины УПА
Наверное, больше всего Михаил Зинкевич известен своими скандальными высказываниями, которые, помимо их абсурдности и лживости, иногда находятся на грани фола и граничат с нецензурщиной.
Во время выступлений на Майдане Зинкевич отождествлял путь к Богу с евроинтеграцией: «У нас один путь – к Богу. И в Европу».
Чуть позже, обвиняя православных христиан в терроризме, Зинкевич утверждал, что таким образом «призывает людей к правильному пониманию евангельской жизни и отношению к Украине, как нужно жить в Украине и в какую Церковь ходить». По его словам, каждый, «кто жертвует в храм УПЦ, тот поддерживает терроризм».
Эти совершенно абсурдные обвинения выглядят особенно лицемерными и лживыми на фоне того, что его родной брат, «протоиерей» Анатолий Зинкевич, не брезговал отовариваться в Киево-Печерской лавре, а сам Луцкий «митрополит» был неоднократно замечен с продукцией московского производственного объединения «Софрино».
Несоответствие слов и поступков нисколько не смущает Зинкевича. Держа в руках крест софринского производства, он совершенно спокойно мог утверждать, что воины УПА – это «люди святой жизни», в честь которых можно освящать храмы.
Точно так же его отношение к легитимизации раскола могло меняться в зависимости от обстоятельств. В одно время, рассуждая о Томосе, Зинкевич мог вопрошать: «Зачем нам эта бумажка?», а чуть позже торжественно привозить копию «этой бумажки» главе Луцкой ОГА.
Политика флюгера
Вообще, умение лавировать и держать нос по ветру – отличительная черта Зинкевича. Известно, что «митрополит» Михаил очень прагматичный и осторожный человек и практически никогда в открытую не шел против Филарета. Даже когда был очень сильно недоволен «патриархом».
Единственный случай, когда «митрополит» Луцкий позволил себе публично не согласиться с решениями Филарета, связан с ущемлением его личных интересов. В 2017 году «Синод» УПЦ КП постановил отделить от епархии Михаила почти 100 приходов и учредить из них Владимир-Волынскую епархию. Именно тогда Зинкевич подверг «патриарха» резкой критике: «Меня поставили перед фактом, что вашу епархию разделили. Я считаю, что это решение не до конца изучено и неоправданно».
Михаил Зинкевич очень прагматичный и осторожный человек и практически никогда в открытую не шел против Филарета. Даже когда был очень сильно недоволен «патриархом».
Будучи неформальным лидером антифиларетовской группировки, Зинкевич умудрялся никогда не показывать «почетному патриарху» свое истинное лицо. То же самое, кстати, можно сказать и о его отношениях с нынешним предстоятелем ПЦУ Епифанием.
Ни разу не подвергая критике любимца Филарета, Зинкевич вместе с тем довольно четко и понятно демонстрирует свое полное неприятие этого человека – и как предстоятеля, и как «епископа» вообще. Показательным примером можно назвать отсутствие Епифания в Луцке, куда бывший Президент Украины Порошенко вместе с Филаретом привозил Томос. Совпадение? Вряд ли. Особенно, если учесть, что именно Зинкевич, а не предстоятель ПЦУ, чуть позже привез в Украину «благодатный огонь» (берем в кавычки, потому что мы на самом деле не знаем, от чего он был зажжен), что дало журналистам ТСН повод предположить, будто он один из виновников кризиса в ПЦУ.
Предстоятель, которого не выбрали
Еще до «объединительного Собора» внутри УПЦ КП ходили слухи, что ставленник Филарета Епифаний – пророссийская кандидатура, а поэтому избирать надо настоящего патриота. Естественно, что в этом отношении почти без вариантов лидировал Михаил Зинкевич. Этот факт не ускользнул от искушенного в политических баталиях Филарета, и он потребовал, чтобы Зинкевич отказался от борьбы за предстоятельство. В противном случае Филарет грозил срывом «Собора» и отказом от ликвидации УПЦ КП. Зинкевич с этим требованием согласился.
Позже он рассказывал, что решил отречься от властных амбиций потому, что «Украина – понад усе». По его словам, «были горячие дискуссии между мной и Филаретом. В результате, не договорившись ни о чем, часть делегатов покинула Теплую Софию и пошла в Великую Софию вместе со мной. Практически мы стояли на грани несамороспуска. Я пошел и рассказал, что меня шантажируют, чтобы я не выдвигал свою кандидатуру. А это недемократично и нечестно. Реакция и МП, и автокефальной Церкви (УАПЦ – Ред.) была такова, что они хотели покинуть Собор… Меня ни в чем не обвиняли, ничего мне не мешало стать предстоятелем. Тогда возникла дилемма: либо я стою на своем и иду до конца, тогда вторая часть может покинуть Собор. Тогда снова разделение, снова несколько православных Церквей, обвинения Вселенского патриарха, снова российское торжество. Стоял вопрос: или я и мое эго, или Украина. Я принял решение: Украина понад усе!»
Однако, как оказалось, Порошенко и глава Верховной Рады Андрей Парубий несколько часов объясняли Зинкевичу значение этого лозунга и в конце концов смогли уговорить его снять свою кандидатуру с голосования. А после всего Президент Украины публично поблагодарил Михаила Зинкевича за «мужество», проявленное им на Соборе.
Известно, что Епифаний был прекрасно осведомлен о том, что Филарет требует от Зинкевича именно письменного самоотвода, а не только словесных уверений.
Сейчас Зинкевич утверждает, что имеет абсолютно нормальные отношения с Епифанием. Но не считает, что должен отказываться от того, чтобы в будущем возглавить ПЦУ.
Борьба продолжается
Последние высказывания Зинкевича дают повод предположить, что «церковный путч», инициатором которого стал Филарет, еще не вошел в активную стадию. Пресс-секретарь Парубия и бывший пресс-секретарь Филарета Андрей Ковалев, который относит себя к лагерю приверженцев «почетного патриарха» и, вместе с тем, находится в прекрасных взаимоотношениях с «митрополитом» Михаилом, пообещал, что в июле «эпоха мальчиков в ПЦУ закончится».
Сам Зинкевич постоянно твердит, что у него были все шансы возглавить ПЦУ, с чем соглашается и Филарет. Можно допустить, что «почетный патриарх», как ловкий и хитрый политик, играет на властных амбициях Зинкевича, который, в свою очередь, подыгрывает Филарету, когда утверждает, что «Киевский патриархат нужен как задание на будущее для ПЦУ».
Естественно, что главой этого будущего «патриархата» Зинкевич видит именно себя. Почему мы так думаем?
Зинкевич прекрасно понимает, что каноническое признание раскольнической структуры под названием ПЦУ – дело отдаленной и очень смутной перспективы, шансы которой стремительно уменьшаются. Поэтому на данный момент он пытается занять позицию, которая позволила бы ему при любом раскладе оказаться в выигрыше. Бороться за легитимизацию раскола он совершенно спокойно предоставляет Епифанию. В случае провала это даст ему повод обвинить предстоятеля ПЦУ в несостоятельности и потребовать возврата УПЦ КП.
«Эпоха мальчиков (в ПЦУ – Ред.) в июле закончится».
Андрей Ковалев, глава пресс-службы спикера Верховной Рады, бывший пресс-секретарь Филарета Денисенко
Авторы сюжета отмечают, что в понимании Ковалева «мальчики» – это «предстоятель» Епифаний Думенко и молодой епископат ПЦУ.
С другой стороны, Думенко удастся добиться хоть каких-то приемлемых результатов лишь в случае полного следования указаниям Фанара. Это же, кроме признания ПЦУ как структуры Константинопольского патриархата, даст Зинкевичу повод объявить себя единственным борцом за полную независимость этой «Церкви» от Вселенского патриарха. И в первом, и во втором случае Епифаний заведомо проиграет.
Конечно, мы не исключаем и третий вариант развития событий. Например, в июне состоится «Собор» ПЦУ, на котором поднимут вопрос о переизбрании предстоятеля, так как нынешний глава этой организации не устраивает слишком многих. И в этом случае кандидатура Зинкевича в качестве победителя видится самой реальной. Правда, тогда ему нужно будет побороться за признание его «Церкви» со стороны мирового Православия, чего он, конечно же, делать не хочет. Потому что, как всякому карьеристу, ему намного легче загребать жар чужими руками.
Вариант, при котором он останется Луцким «митрополитом», мы не рассматриваем вообще. Просто потому, что жажда власти сильнее доводов разума. Особенно у Зинкевича.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/62424-identifikacija-zinkevicha-chto-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии