Греческий старостильный раскол в 1935-1937 гг. Слесарев А. В.
Как уже упоминалось ранее, к 1935 г. последователи греческого старостильного раскола представляли значительное религиозное сообщество, готовое позиционировать себя как альтернативную (истинную) Элладскую Православную Церковь, но не были способны это сделать по причине отсутствия в своих рядах представителей епископата. Для решения означенной проблемы руководство "Греческого Религиозного Общества Истинных Православных Христиан" (ГРОИПХ) в октябре 1934 г. обращалось за содействием к Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому), но был получен отказ.
Не оставляя надежды привлечь на свою сторону архиереев, лидеры ГРОИПХ в мае 1935 г. обратились к митрополиту Димитриадскому Герману (Мавромматису). К этому времени названный иерарх являлся старейшим по возрасту архиереем Элладской Православной Церкви и возглавлял группу внутрицерковной оппозиции действующему архиепископу Афинскому и всея Эллады Хризостому (Пападопулосу). Получив приглашение возглавить старокалендарное движение, митрополит Герман сразу же дал свое согласие, предполагая тем самым бросить вызов Предстоятелю Элладской Церкви. Своим поступком престарелый иерарх хотел продемонстрировать то, что церковная политика архиепископа Хризостома, согласившегося на проведение календарной реформы, привела к значительным нестроениям и расколу. Стремление же старостильников видеть своим главой митрополита Германа позволяло ему позиционировать себя как наиболее достойного кандидата на архиепископский престол, способного объединить под своим началом отколовшуюся часть Элладской Православной Церкви.
Уже на следующий день после получения приглашения, 13/26 мая 1935 г., митрополит Димтриадский Герман (Мавромматис), вместе со своими сторонниками митрополитом Флоринским Хризостомом (Кавуридисом) и митрополитом Закинфским Хризостомом (Димитриу), заявили о своем присоединении к старостильничеству и совершили литургию в одном из храмов, принадлежащих последователем старокалендарного раскола. 31 мая/13 июня 1935 г. вышеназванные иерархи учредили Священный Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции («'Εκκλησία τω̃ν Γνησίων 'Ορθοδόξων Χριστιανω̃ν τη̃ς ‛Ελλάδος»), а 5-8 июня того же года совершили четыре "епископские" хиротонии. Новорукоположенными "архиереями" оказались:
- Герман (Варикопулос), "епископ Кикладский"
- Христофор (Хаджис), "епископ Мегаридский"
- Поликарп (Лиосис), "епископ Диавлейский"
- Матфей (Карпафакис), "епископ Вресфенский".
Вскоре после произошедшего состоялось несколько заседаний Архиерейского Синодального Суда Элладской Православной Церкви, на которых уклонившиеся в раскол митрополиты были лишены священного сана, а совершенные ими "архиерейские" хиротонии были признаны недействительными. Кроме того, все виновники незаконных рукоположений (как рукополагавшие, так и рукоположенные) в звании рядовых монахов подлежали высылке в отдаленные монастыри.
Смущенный таким строгим приговором, бывший митрополит Закинфский Хризостом (Димитриу) с покаянием подал апелляцию и вскоре был восстановлен в служении. Его примеру последовали новорукоположнные "епископы" Поликарп (Лиосис) и Христофор (Хаджис). Учитывая их покаянное настроение, Синодальный Суд не признал их "архиерейства", но восстановил в сане архимандритов, в каковом они пребывали на момент отделения от канонической Церкви.
Таким образом, в июле 1935 г. Священный Синод Церкви ИПХ Греции состоял из следующих "иерархов":
- Герман (Мавромматис), "митрополит Димтриадский"
- Хризостом (Кавуридис), "митрополит Флоринский"
- Герман (Варикопулос), "епископ Кикладский"
- Матфей (Карпафакис), "епископ Вресфенский".
Нестабильная политическая ситуация, наблюдавшаяся в Греции в середине 1930-х гг., позволила старостильным "архиереям" беспрепятственно покинуть определенные судом монастыри спустя всего лишь несколько месяцев от начала ссылки. Вернувшись в свои епархии, они приступили к организации церковной жизни. Однако уже в 1937 г. между ними возникли серьезные разногласия по вопросу определения канонического статуса новостильной Элладской Православной Церкви.
Отделившиеся от канонической Церкви "митрополиты" утверждали, что переход на новый календарный стиль делает Церковь погрешающей против традиции, не лишает ее освящающей благодати Божией. Их оппоненты, получившие свои "архиерейские" хиротонии в расколе, утверждали обратное. Согласно их воззрениям, нарушение церковной традиции является отступлением от Христа, что делает прегрешившую Церковь неспасительной. Не сумев достигнуть компромисса, старостильные "архиереи" разделились группы, тем самым породив раскол в Церкви ИПХ Греции. В результате этого разделения возникли две ветви греческого старостильного раскола, получившие наименования по именам своих духовных лидеров. Сторонники более умеренной позиции, объединенные вокруг "митрополита" Флоринского Хризостома (Кавуридиса), вошли в церковную историю как "флориниты" и спустя время основали т.н. "флоринитский" Синод Церкви ИПХ Греции. Последователи радикальных воззрений сплотились вокруг "епископа Вресфенского" Матфея (Карпафакиса), что дало основание именовать их "матфеевцами", а сформированный ими впоследствии орган церковного управления "матфеевским" Синодом Церкви ИПХ Греции.
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии