Где Христос, там истинная радость
«Не получается радоваться…» Наверное, многие в дни сегодняшних испытаний говорили себе или близким эти слова. Но задумываемся ли мы в таком случае: а почему — не получается? Кажется, что как же иначе — разве можно быть радостным, лишившись надолго возможности посещать храм, находясь в опасности заразиться во время эпидемии, в страхе за себя и близких? Преподобный Паисий Святогорец — подвижник, рожденный в 1924 году и прошедший вместе с греческим народом через все испытания ХХ века,— говорил своим духовным чадам, что радости есть место всегда и везде, если только мы не удалились от ее Источника — не забыли Христа. Предлагаем вам фрагменты из беседы с ним на эту тему.
— Геронда, иногда у меня не получается радоваться, и тогда я думаю, что, может быть, радость не для меня.
— Ты что говоришь? Радость не для тебя? А для кого? Для тангалашки? Ты что? Радость для человека! Бог принес не печаль, принес только радость.
— Но почему, геронда, я не всегда ощущаю в сердце радость?
— Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой, и останавливается твой духовный мотор. Включи молитву и тихое песнопение, и полетишь вперед, и будешь обращаться вокруг Христа, словно звезда.
Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос — там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остается с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало мое сердце, но в конце понял, что всё это суетно» (см.: Еккл. 2, 4–11).
Мирская радость дает нечто временное, что приятно только в данный момент, не дает того, что дает радость духовная. Духовная радость — это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. «Пасха, Господня Пасха»! А потом приходит Пятидесятница! А когда человек дойдет до Пятидесятницы и на него сойдет огненный язык, Святой Дух, тогда все заканчивается...
Духовная радость приходит в результате духовного делания
— Геронда, расскажите нам о небесной радости.
— Существуют и в этой жизни небесная радость и небесные наслаждения, и человек задается вопросом, есть ли в другой жизни что-то выше того, что он переживает здесь. Эту радость нельзя выразить словами, ее можно только пережить.
— Как можно достигнуть такого состояния?
— Чтобы прийти в такое состояние, когда ты не можешь вместить переполняющую тебя радость и не можешь ее выразить языком, нужно обратить внимание на две вещи: вести себя просто, не смотреть на других, творить молитву. Если будешь это делать, то придет время, когда ты почувствуешь такую радость, что будешь мне говорить: «Геронда, я сошла с ума! Может, я не в себе? Что такое я чувствую?». Такая у тебя будет безумная радость!
— Геронда, чтобы человек ощущал духовную радость, он должен находиться в добром расположении?
— Как ты считаешь, когда человек испытывает духовную радость? Когда у него внутри беспорядок? Внутренняя радость приходит после того, как будет наведен порядок внутри. Она дает душе крылья. Пока душа не согрета внутренним деланием, она похожа на машину с непрогретым двигателем, нужно толкать, чтобы она сдвинулась с места. Внутреннее делание — трезвение, внимание, поучение и молитва — согревает душу, двигатель заводится, и машина бежит вперед. Тогда человек перестает обращать внимание на внешнее и идет в духовной жизни вперед гигантскими шагами.
— И тогда неблагоприятная окружающая обстановка уже не влияет на человека?
— Нет, не влияет, потому что он живет в другом мире, вне этой среды. И так как он живет в другом мире, то этот мир не причиняет ему беспокойства. Люди вокруг него словно говорят на другом языке, которого человек не знает, поэтому и не понимает, что они говорят. И хорошо, что не понимает, потому что если бы он что-нибудь понимал, даже немного, то его внимание отвлекалось бы на эти слова. А теперь он полностью поглощен языком, который он знает. Так начинается внутреннее воспарение. Знаете, что такое внутреннее воспарение? Какой ангельский чин имеет крылья? Херувимы или Серафимы? «Шесть крил», о которых говорит пророк Исайя, какой чин имеет?
— Серафимы, геронда.
— Знаете, что делают Серафимы? Взмахивают крыльями в такт... Точно так же бьется и сердце, когда есть внутреннее воспарение. Тогда жизнь — ликование. Но вы пока привязаны к себе, не освободились от своего «я», потому сердце не свободно и не может прийти в состояние, когда оно трепещет от радости. Вкусите прежде этой радости, а потом приходите, поговорим!
Божественная радость приходит, когда ты себя отдаешь
— Геронда, каждый человек, который живет по Богу, испытывает духовную радость?
— Естественно! Чтобы человек имел истинную радость, духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить. Люди не верят, поэтому и не любят, не жертвуют собой и не имеют радости. Если бы верили, то любили бы, жертвовали бы собой ради других и тогда имели бы радость. Из жертвенности происходит наибольшая радость.
— Человек радуется, когда любит?
— Нет, наоборот! Когда любит, радуется. А когда любовь умножается, тогда человек не ищет радости для себя, но хочет, чтобы радовались другие.
— Это значит, что радость проистекает из чего-то, а любовь существует сама по себе?
— Да, так и есть. Любовь существует сама по себе, в то время как радость проистекает из любви. Когда отдаешь любовь, тогда приходит радость. Человек отдает любовь и получает радость, вознаграждается за любовь радостью, которую испытывает. Например, человеку дают какую-то вещь, он берет эту вещь и радуется одной этой вещи. Другой человек отдает все и радуется не об одном, а обо всем. Радость, которую испытывает человек, когда получает,— человеческая радость. А радость, которую испытывает, когда отдает,— святая, Божественная. Божественная радость приходит, когда ты себя отдаешь!
Духовная радость — дар Божий
— Геронда, как человек получает извещение о своем примирении с Богом?
— Внутренняя радость, Божественное утешение, которое человек ощущает, есть извещение того, что человек примирен с Богом.
— А может человек чувствовать себя примиренным с Богом и при этом не ощущать радости и Божественного утешения?
— Нет, не может, что-то он все равно будет чувствовать. Возможно, он однажды испытал сильное утешение, а потом утешение стало слабее, и оттого ему кажется, что он не чувствует Божественного утешения.
— Геронда, почему иногда бывает так, что находишься в добром духовном расположении и испытываешь радость, а потом вдруг теряешь эту радость?
— Бог посылает тебе духовную радость, и ты радуешься. Потом отнимает ее, и ты начинаешь ее искать, прилагаешь больше подвига и больше преуспеваешь духовно.
— Геронда, почему я ощущаю такую радость? Может, у меня нет сознания своей греховности?
— Да нет! Это Бог веселит тебя конфеткой. Сейчас конфеты, а потом вино, как то, что пьют в раю. Знаешь, какое там сладкое вино? Да! Если Бог увидит хоть чуть-чуть любочестия, хоть немножко благого произволения, то щедро подает Свою благодать, пьянит тебя Своим вином уже в этой жизни. Духовное изменение, которым изменяется человек, и сердечная радость, которую ощущает, когда его посещает Божественная благодать, не может дать человеку ни один... кардиолог, даже самый великий. Когда ты чувствуешь эту радость, постарайся ее удержать как можно дольше.
Источник: Старец Паисий Святогорец. Слова: В 6 т. Т. V. Страсти и добродетели. М.: Никея, 2020.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/gde-khristos-_-tam-istinnaya-radost
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии