ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЗАЧАЛО О СВИНОЙ ЖИЗНИ И ИЗГНАНИИ ХРИСТА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы привыкли чаще говорить об изгнании бесов из человека, но гораздо реже задумываемся, что изгнать можно и Христа.

В воскресенье, 14 ноября, на Литургии читается Евангельское зачало о гадаринском бесноватом (Лк. 8:26–39). Прежде чем перейти к непосредственным размышлениям над данным священным текстом, давайте подумаем над тем, что иногда какие-то евангельские сюжеты или евангельских персонажей мы не соотносим с собой. Возьмем тот же рассказ о гадаринском бесноватом. Казалось бы, мы же не одержимые, цепи не рвем, на людей не бросаемся, от святынь нас не корячит – значит вроде не про нас. Но знаете, возможно, мы находимся в еще более опасном положении, чем тот несчастный человек.

Поясню свою мысль примером. Давайте подумаем о зависимых от алкоголя людях. Причины формирования такой зависимости могут быть совершенно разными, однако само поведение алкоголиков довольно типично. Когда человек начинает пить, у него обязательно есть целый ворох оправданий. Алкоголизм медленно убивает его, и зависимость не обязательно должна проявляться в многодневных запоях. На протяжении даже десятков лет можно пить по выходным, вечерам и с размахом гулять в отпуске. Если при этом близкие не бросают, несмотря ни на что стараются любить, если с работы не увольняют и получается зарабатывать деньги, то у алкоголика формируется ложное впечатление, что всё не так уж и плохо, а потому и нет причин избавляться от зависимости. Как говорится, в таком случае можно всплыть, только если оттолкнуться от дна. Когда алкоголик теряет всё, когда его жизнь видимым образом рушится, когда от него отворачиваются родные, когда он действительно опускается на дно, тогда появляется шанс, что он все-таки осознает свою проблему и начнет ее как-то решать. И вот таким опустившимся донельзя человеком можно считать гадаринского бесноватого. Страшно подумать, что такое нужно было сделать, чтоб в тебя вселился целый легион бесов. Момент исцеления несчастного был моментом и его преображения, ведь далее он просит остаться рядом с Христом (Лк. 8:38). Однако Спаситель повелевает ему вернуться в свой дом и рассказать, как его исцелил Господь (Лк. 8:39). Удивительно, но далее мы читаем, что бывший бесноватый делает даже больше необходимого и становится проповедником для всего города (Лк. 8:40).

Так и получается, что образ одержимого – это не про нас, потому что мы подчиняемся бесам или собственным страстям моментами, на какое-то время подпадаем под их влияние. Мы подобны зависимому от алкоголя человеку, но который расслабляется пока лишь по выходным. Жизнь идет своим чередом, и кажется, что всё не так уж и плохо. Да, есть свои проблемы, есть и радости – чего ж тогда беспокоиться? А вся опасность кроется как раз в нечувствительности к тому бедственному состоянию, в которое мы погружаемся. И не обязательно должно быть явное падение, достаточно и отсутствия прогресса. Какие-то примеры приводить здесь не буду, пусть каждый их определит для себя сам. Самое важное помнить, что у нас есть голова, руки и ноги, а потому для «всплытия» не обязательно нужно опускаться на дно. Чем глубже «погружение», тем сложнее и болезненней будут происходить изменения, потому лучше не рисковать. Мы же понимаем, что сердце человека не может быть пустым: либо в нем будет добро, либо зло; либо Бог, либо дьявол. Нужно быть внимательней и где это зависит от нас, где есть возможность плыть к поверхности за глотком свежего воздуха.

Как я уже отметил, рассказ о гадаринском бесноватом не только про избавление от нечистых духов, но и про избавление от Христа. Очевидно, что одержимый целым легионом человек не мог не доставлять неудобств и даже бед жителям близлежащих селений, не зря ж его не один раз пытались связывать (Лк. 8:29). Многие из нас видели поведение бесноватых в храме, в такие моменты стараешься молиться, понимаешь, что с Господом нечего бояться, а все равно как-то не по себе. А теперь только представьте, что недалеко от вашего дома постоянно слышны рык, звук рвущихся цепей и еще множество всяких малоприятных звуков. Представьте, как вы реально понимаете, что рядом с вами живет одержимый множеством демонов человек. Картина явно нестандартная. Но, как говорится, мы ко всему привыкаем. Видимо, и жители гадаринской земли тоже привыкли. И вот, казалось бы, наконец они избавились от постоянно беспокоящей беды, есть возможность поблагодарить Бога, более того, принять Его – ан нет, свиньи оказались дороже, нужно поскорее прогнать Христа, вдруг Он еще что-то такое сделает.

Свт. Амвросий Медиоланский говорит, что Господь никогда не лечит больного против его воли и быстро покидает слабых. Такими больными были и жители гадаринской земли, у них появился шанс на исцеление, но земные блага и привычный ритм жизни оказались дороже. Пришествие Христа, продолжает святитель, было в тягость людям, неспособным вместить Его. Образ свиней, как все в Евангелии, здесь как нельзя к месту. Наша цивилизация постоянно стремится к комфорту. И сегодня мы пришли к тому, что всё под рукой: аптеки, магазины, кафе, почта и т. д. А сейчас уже можно закупиться, вообще не выходя из дома. Вроде бы удобно, время экономит. Но это же реально свиная жизнь – всё в одном месте, всё бытие крутится вокруг насиженного «хлева». Сегодня это условия городской жизни, многие из нас как могут сопротивляются: мы работаем, крутимся, насколько хватает сил, и законно отдыхаем в отведенное для этого время. Это все внешние проявления нашей жизни, но важен еще и внутренний настрой, внутреннее содержание. Ради чего всё это, чем оно наполнено? Если ради близких, то место для Христа в сердце обязательно отыщется. Если ради собственного комфорта, неги, удовольствия как самодовлеющих ценностей, то мы прогоняем Спасителя. Если наш отдых наполнен общением с родными, игрой с детьми, заботой о муже/жене, родителях, то и Бога захочется отблагодарить. Если же мы утопаем в соцсетях, компьютерных играх, просмотре сериалов или порнографии, то только и остается, что с покрасневшими глазами да опухшим мозгом увалиться спать. Какая в таком случае молитва, какое вдохновение, какая благодарность? Христа ведь прогнали и, словно приваленные бетонной плитой, просто становимся неспособны на что-либо возвышенное.

Когда святитель Амвросий говорил, что гадаринские жители были неспособны вместить Спасителя, то это не значит, что для них это недоступно вовсе. Как и во всем: если что-то у нас не получается, но мы искренне хотим, чтоб получилось, то начинаем работать в данном направлении и обязательно достигаем желаемого результата. Когда мы поняли, что своими действиями, поступками или мыслями прогнали Христа, то никогда не поздно побежать за Ним вслед, позвать обратно, даже при условии, что для этого понадобится переплыть море. Мы всю жизнь учимся жить с Христом и если в течение земного пути будем искренне к этому стремиться, то к смертельному финишу обязательно научимся, а там, глядишь, и финиш станет лишь новым началом. Закат, минуя ночь, сразу превратится в рассвет.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/evangelskoe-zachalo-o-svinoy-zhizni-i-iz...