Эта идея издавна именовалась у масонов новым мировым порядком. Алексей Осипов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

По словам богослова, преподавание религиозных предметов в «неконфессиональной форме» – либо недомыслие, либо попытка создать одну сверхрелигию …

 Как ранее сообщала «Русская народная линия», правительство Швеции выпустило закон, обязывающий все общеобразовательные школы страны впредь преподавать религиозные предметы в «неконфессиональной форме» (то есть без учета особой специфики разных конфессий) и «методом объективного наблюдения», тем самым подчеркивая светский характер государства.

Данный документ мы попросили прокомментировать доктора богословия, профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова:

Этот документ носит противоречивый характер. Два положения, которые утверждает данное постановление, – что преподавание религии должно осуществляться в «неконфессиональной форме» и одновременно быть «объективным», – противоречат друг другу по самой сути. Поскольку игнорирование конфессиональных различий уже нарушает объективность рассмотрения данных вопросов.

Данное постановление, требуя не рассматривать различия между религиями, тем самым утверждает фактически единство всех религий по существу, что в корне неверно, как по вероучительным характеристикам, так и по нравоучительным и особенно духовным. Постановление исходит или из какого-то недомыслия, или же нарочитой попытки слить все религии в одну сверхрелигию. Хотя, скорее всего, здесь речь идет не о недомыслии, а о вполне осознанной идее, которая уже давно известна и называется теософией. Она действительно утверждает, что существует одна религия, а те различия, которые мы наблюдаем в истории религий, не имеют в себе чего-либо существенного и принципиального. Эта идея чисто внешнего единства всех религий, по словам отца Серафима (Роуза), издавна именовалась у масонов новым мировым порядком.

Также и утверждение, что будто бы между христианскими конфессиями нет существенных различий, является плодом либо полного невежества, либо, опять-таки, той же попыткой чисто внешним образом слить все христианские конфессии во что-то одно. Такая идея разрушительна для Христианства, ибо между конфессиями существуют принципиальные, а не какие-то внешние различия. Например, когда на Ассамблее Всемирного совета церквей в 1961 году русская делегация предложила внести в его базис исповедание Пресвятой Троицы, то ряд делегатов – представителей других конфессий – проголосовали «против». Для светского человека или дилетанта в области религии исповедание-неисповедание Пресвятой Троицы, может быть, и несущественным различием, для христианской же веры это один из основополагающих догматов. Или: кто такой Дух Святой? На Ассамблее в Канберре (Австралия) в 1991 году пресвитерианка Чонг с трибуны заявила: «Буддизм и шаманизм – моя мать, а мой отец – христианство», что Дух Святой – это «богиня», и всё это было бурно поддержано значительной частью протестантских делегатов-христиан. Естественно, у православных это заявление вызвало негодование. Но есть и много других серьезных вопросов из области вероучения, которые свидетельствуют о принципиальных конфессиональных различиях, и которые прямо противоречат идее преподавания религии в «неконфессиональной форме».

О невозможности рассматривать христианские конфессии как нечто единое целое заявил с полной определенностью префект ватиканской конгрегации по вопросам вероучения кардинал Йозеф Ратцингер (нынешний папа Бенедикт XVI) в послании к католическим епископским конференциям всего мира:

«Католическая церковь – мать других христианских Церквей и не может рассматриваться как "сестра". Выражение "Церкви-сестры" неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке». При этом, главный идеолог «святого престола» подчеркнул, что вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о церкви, то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие католические церкви, подчеркнул кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма».

Есть и немало вопросов нравственного и канонического характера, которые невозможно характеризовать как «несущественные». Для православных и католиков неприемлемо, например, женское священство, они рассматривают гомосексуализм как тяжкий грех, но мы знаем, что происходит теперь в протестантских общинах.

Я еще не сказал об основах духовной жизни в разных религиях и конфессиях, а эти основы, наряду с вероучением, являются самой существенной стороной любой религии. И в этом сфере мы находим серьезнейшие принципиальные различия.

Поэтому игнорирование в преподавании догматических, нравственных и духовных различий, существующих между религиями, является не «методом объективного наблюдения», а методом откровенной дезинформации учащихся, стирающей индивидуальность и своеобразие каждой из религий.