Если Христос поднимает Свое знамя, у Него будут воины

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Евангелие вторника (Мк, 3 зач., 1, 16—22)

В то время, проходя Иисус близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
 
Проповедуя, Христос призывает первых Своих учеников. У Христа будут последователи. Если Он открывает на земле школу святости — святую Церковь — у Него будут учащиеся. Если Он поднимает Свое знамя, у Него будут воины. Если Он проповедует, будут те, кто восприимет Отчий глас: «Того послушайте».
 
Избранные Господом для утверждения Его Царства были немощные и смиренные рабы Божии. Он не призвал их из великого Синедриона или из школ раввинов, но встретил их среди будничных забот — бедных рыбаков у моря Галилейского. Хотя Христос не нуждается в человеческой помощи, Он обращается к ней для утверждения Своего Царства. Он воздает честь тем, кто усердны в своем труде и относятся друг ко другу с любовью. Таковыми были призванные Христом. Он застал их за работой, и они работали вместе. Усердие и стремление жить в любви и согласии угодны Господу — там Его благословение.
 
Своими словами и делами Господь с самого начала открывает, что Он — Мессия, Христос. Постепенно они будут узнавать Его таковым. Он будет говорить и творить дела среди свидетелей, которые должны будут рассказать другим то, что им открылось. Симон, один из первых, кого Господь призывает следовать за Ним, — тот, кто сможет сказать: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Некоторые не могут понять, почему так мгновенно, «тотчас», Симон и Андрей, Иаков и Иоанн принимают решение. Разве выбор, на котором должна строиться жизнь, следует делать не по зрелом размышлении? Вполне возможно, что Симон и его товарищи задолго до этой встречи знали Господа. Но самое драгоценное, что открывается нам в этом событии, — их радостная решимость следовать за Христом. Это повествование о призвании апостолов перекликается со всеми подобными призваниями, описанными в Священном Писании и в житиях святых. Господь видит Своего будущего ученика, Он призывает его. Призванный являет послушание этому зову — встав, оставив то, что он намеревался делать, — и следует за Господом. Так происходит с Симоном и Андреем, и затем с Иаковом и Иоанном.
 
Мы ничего не слышим о душевном или духовном созревании будущего ученика. Но неизменно выделяются две черты у всякого, кто решает посвятить свою жизнь служению Царства Божия. Во-первых, он остается тем же, кем был до этого, но с новым призванием. Те, кто всю жизнь ловил рыбу, становятся «ловцами человеков». И, во-вторых, на задний план отступает все, что может стать препятствием для нового служения, вплоть до полного разрыва с прошлым, если необходимо. Симон и Андрей оставляют свои сети. Иаков и Иоанн оставляют свою семью и товарищей по работе. Они избирают такую свободу, которая позволит им посвятить себя полностью их новой задаче.
 
У всякого призвания своя история, замечательная своими неповторимыми особенностями. Но общее всегда одно: остаться самим собой, все более освобождаясь от всего, что несовместимо с новым даром. И идти за Христом, куда бы Он ни пошел, исполняя свой долг. Дело служителей Христовых — ловля душ и приведение их ко Господу. «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, — говорит Христос, — и захватившему рыб всякого рода». Некоторые рыбы пойманы — спасенные души приведены на берег, где их ждет воскресший Христос, но несравненно большее число рыб уплыло. Однако если сети окажутся и совсем пустыми, мы все равно должны продолжать трудиться.
 
Когда Христос прибыл в Капернаум, Он вошел в субботу в синагогу, и тотчас приступил к проповеди. Мы дорожили бы каждым часом, если бы знали, какая большая работа нам предстоит и как мало у нас времени. С самого начала Господь показывает, что заповедь о почитании праздничных дней — одна из главных в нашей жизни, и мы должны освящать эти дни совместной молитвой и слушанием слова Божия. «И дивились Его ученики, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Самые правильные слова могут быть фальшивыми, если они не исходят из сердца. Как отличалось слово Христово от всего, что обыкновенно произносилось здесь! Христос говорит как власть имеющий не только над внешними поступками, но над сокровенными мыслями каждого человека. В руке Его дыхание наше. Изумляемся ли мы слову Его, когда сегодня Он говорит в наших храмах? Невозможно по-настоящему услышать слово Христово, не имея решимости стать Христовым учеником, и по слову Его переменить свою жизнь.
 
Протоиерей Александр Шаргунов