Если Бог захочет. Протоиерей Владимир Тукало

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Я молюсь, а Бог молчит. Как услышать или почувствовать, что Он мне отвечает?» «Зачем постоянно читать Евангелие, если там просто говорится о том, что когда то давно произошло?» «Почему я трачу свой единственный выходной и иду на литургию, а мои друзья в церковь не ходят и отлично себя чувствуют?» Такими вопросами началась как то раз беседа молодёжи со священником, и «Отрок» решил продолжить её на своих страницах в нынешней непростой теме номера.

Чтобы с Богом встретился каждый

Старшему поколению в каком то отношении проще: в большинстве своём мы уже взрослыми пришли к Богу. Наш собственный, часто многолетний духовный поиск привёл к тому, что каждый из нас соприкоснулся со Христом, и это Божественное присутствие вызвало отклик в сердце. Поэтому нам не нужны удостоверения, что Бог есть. Даже мысли такой не возникает — а существует ли Он?

Как всё выглядит со стороны молодого человека? Он родился в семье, в которой родители ходят в храм. И его туда сперва на руках носят, затем за ручку водят, а потом он и своими ногами идёт. Какое то время ему там нравится, что то интересное происходит. Но что с годами он может для себя открыть в храме нового? Одно и то же: да, приятные люди, может быть, какие то знакомства — всё это вносит в жизнь некое разнообразие. Но когда парень или девушка всех и вся уже знают, не остаётся ничего внешнего, что могло бы их в церковь привлечь.

Мы создаём молодёжные движения, пытаемся удерживать молодых людей в храме, чтобы всё же в какой то момент каждый из них встретился с Богом сам — через молитву, через соприкосновение с Божественной благодатью.

Проблема теперешнего века

Но что получается? Ходил я в церковь, ходил, и ничего, в общем то, не получил. Ведь если бы Бог был, Он бы сделал для меня то, что я прошу. Он же меня любит? А раз любит, почему не делает?

Мама с папой обо мне заботятся, учителя помогают знания получить. Если хорошо учиться, много читать, знать языки, я смогу деньги зарабатывать, стану уважаемым человеком, буду своим близким помогать. Но причём здесь молитва? Что вообще мне Бог дал?

У родителей от таких вопросов шок, они начинают давить авторитетами, к дисциплине призывать: ты должен. «Вот послушай, что священник говорит, в Священном Писании как сказано...»

Но я и так всю свою жизнь слушал, и это не мои, а родителей авторитеты. Поэтому — всё, не обязан я в церковь ходить. И вообще я неверующий.

Можно сказать, всё дело в воспитании. Но папа с мамой и так делают, что могут. Скорее, это общая проблема теперешнего века. Изобилие развлечений, которые предлагает мир, совершенно заглушают внутренний поиск богообщения. И внешняя агрессивная среда постоянно провоцирует на сомнения в вере. Поэтому каковы бы ни были внутрисемейные устои, пусть даже глубокоцерковные, окружающий мир имеет больше возможностей влиять на молодых людей. И влияет.

Постараться Господа понять

Вот и возникают вопросы: зачем мне это всё? Я ничего не чувствую...

С другой стороны, а за что Богу давать мне чувство? За моё неверие? За богоборчество и нежелание идти в церковь? И не даст Господь ничего почувствовать, потому что я не ищу Его.

Допустим, как молодой человек ощущает любовь к девушке? Через мысли о ней, желание поговорить, побыть вместе, обсудить что то, в кино сходить. Если не будет о ней думать, то и желания общаться не появится.

Простите за грубое сравнение, но точно так же мы можем попытаться заинтересоваться Богом и попробовать понять Его — через мысли о Нём, через желание войти с Ним в какие то отношения. Другое дело, что мы этого не хотим и не ищем, и узнать Христа не стремимся.

Как можно помочь в такой ситуации? Для каждого человека встреча с Богом — что то своё, глубоко личное. Невозможно общий рецепт дать. Но что точно подействует, так это молитва. Если папа с мамой будут молиться — от всей души, от всего сердца, чтобы Господь открыл их ребёнку Самого Себя, то Бог сделает это в одно мгновение. Если захочет. Потому что если ребёнок не может и не хочет, то Бог может. Главное — чтобы Он, Бог, захотел.

Что важнее моего «Я»

Проблема ещё в том, что наша собственная система координат испорчена. Мы непременно ждём от Бога какого то ответа, реакции на наши запросы. «Это Я должен услышать Бога, Я должен почувствовать Его действие в моей жизни...» А у Господа точка отсчёта другая.

Чтобы почувствовать Божию благодать и Божие благословение, нужно стать христианином. Христианин — это человек, который не только допускает, но и уверен, что Христос и Его заповеди выше и важнее моего «я», моего «хочу», моих требований и желаний.

Наверняка каждому знакомо чувство, когда ты что то можешь, умеешь, знаешь, и это другим принесло пользу. Просто помог бабушке дорогу перейти, подал руку инвалиду или девушке уступил место в транспорте. У тебя аж настроение поднялось. Но это чувство — лишь малый отзвук, тонкая тень той радости, которую испытывает человек, живя с Богом в сердце. Когда в сердце Христос, ты постоянно чувствуешь радость — радость бытия, осознания, что Бог в мире благодеет для всех.

Просто потыняться по спортзалу

Хорошая новость: чувство единения с Богом можно в себе взрастить. Правда, придётся начать духовную жизнь, а она подразумевает аскезу (в переводе с древнегреческого — упражнение). Что это такое? Когда мы стараемся исправить свои недостатки, используя пост, молитву, послушание. Не понеся таких трудов, научиться духовной жизни невозможно.

Это как прийти в спортзал и возмущаться: «Ой, чёто неохота мне ваше железо тягать... Батя у меня чемпион, мама мастер спорта по тяжёлой атлетике. А я прихожу и не понимаю, зачем мне этот спорт нужен». Вот так зашёл, два часа по спортзалу потынялся, к беговой дорожке подошёл, но даже не попробовал побежать.

То есть при своих спортсменах-родителях сам я ничего не сделал, не потрудился, не заставил себя, поэтому и результата никакого нет. А претензии к кому? — К маме и папе: чего вы меня сюда водите...

Даже если тебе дорогущий абонемент в крутой фитнес-клуб подарят, пока сам не начнёшь заниматься, толку не будет. Так и в храме: стань, потрудись душой, осознай, переоцени свою жизнь, переосмысли, подумай, в чём ты не прав.

Молитва, послушание, пост — в каком то смысле как «железо» в спортзале, которое нам почему то «облом» тягать.

Только отец знает, для чего инструменты нужны

По поводу чтения Евангелия. Часто бывает, что необходимые темы, слова, то, что мы должны для себя понять, Господь вкладывает в уста священника. Как правило, так обычно и происходит: священнослужитель произносит проповедь, а потом люди подходят и рассказывают, мол, «были такие то вопросы, а после ваших слов всё разрешилось». А батюшка не конкретно к каким то людям обращался, просто говорил то, что почувствовал необходимым сказать в этот момент. Но, оказывается, один узнал для себя одно, другой — другое.

К чему я веду? Проповедь в храме — это очень важно. Вообще, когда священник служит литургию, он читает молитвы за всех предстоящих — «возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи... и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение». Чтобы мы не плотью размышляли, но умом и сердцем слышали Евангелие.

А для того, чтобы Бог открыл понимание Его слов, нужно Его об этом попросить. Мы ведь когда хотим узнать, для чего у отца тот или иной инструмент, как минимум спросим: «Пап, а вот это зачем? А этим как пользоваться?». И отец объяснит, как держать, за что взяться, какую деталь куда закладывать. Я сделаю, как он скажет или покажет, и у меня тоже получится.

С Богом почти так же. Вот только мы не берём в расчёт, что Он всегда нас слышит, что Он — здесь, при нас, чувствует, как мы дышим, как слушаем Священное Писание, как его читаем. Мы об этом не думаем и не обращаем внимания. Не доверяем Ему и не верим, что Он здесь и сейчас рядом с нами.

Когда в уме Христос главный

Попробуй стать перед Богом и от всего сердца попросить: «Господи, открой мне, что написано здесь! Помоги, научи, как понять, что в Евангелии Ты хочешь мне сказать и что я должен делать».

Я долгое время тоже многого не понимал. Брал толкования Евангелия, читал, что то себе выписывал. Уже будучи священнослужителем, по полночи тратил, чтобы составить проповедь, и всё равно она получалась не такая, как хотелось.

Потом понял: что то я неправильно делаю. Это всё равно, как в боксе драться, думая о каждом движении. «Вот, сейчас согну в локте руку и нанесу удар с правой стороны. А теперь он занесёт кулак, чтобы ударить меня, но я увернусь...» Получился бы не бокс, а комедия, потому что думаем и осознаём мы всё очень медленно.

Последовательная цепь наших мыслей длинная, и ум наш неповоротливый, но если довериться Богу, то Он мгновенно из нашего же внутреннего багажа извлечёт самое необходимое. Ведь когда мы читаем, смотрим, слушаем, огромные слои информации — терагигабайты просто — сгружаются, как хлам бесхозный. Но когда в уме нашем мы ставим хозяином Христа, Он упорядочивает все эти залежи и в нужный момент достаёт информацию: фразу из фильма, слово из книги, схему из чертежа. Причём мгновенно!

Тебя спросили, ты так остроумно ответил — а всё потому, что не сам собой руководил, а дал место Богу действовать, реально признал Его высшим, чем ты. Когда Он управляет всей накопленной в твоём мозгу информацией, тогда у тебя всё правильно и премудро получается.

Почву сердца для веры нужно размягчить

И всё же, почему я в храме ничего не чувствую? Как может вера появиться во мне?

Чтобы ощутить радость от присутствия Божия в нашей жизни, нужно постараться заставить себя жить для других. Начну со своего брата или сестры: первым поспешу убрать на кухне, мусор вынесу, порядок наведу. Не «почему я, а не они!» — это чисто бесовская отговорка. Представляете, Христа распинают, а Он в ответ: «Почему я? Почему не эти двенадцать? Лучше их убейте, а Я останусь». Даже вообразить себе такое невозможно...

Часто обычные вещи, кажущиеся нам незначительными, являются ключами к добрым взаимоотношениям с нашими близкими. Когда научимся жертвовать для других, почувствуем радость от того, что что то сделали. Если чаще станем совершать дела веры, даже ещё без веры внутри, постепенно, потихонечку обязательно ощутим, как наш труд, наша энергия, наши силы что то в нас возрождают, приумножают. Почва в сердце будет размягчаться, приготовляться, и в какой то момент Господь даст нам веру. Мы почувствуем это обязательно — так и произойдёт наша личная встреча с Богом.

Но если всего этого не делать, а ждать, когда Бог придёт и скажет на ушко: «Я пришёл», то, извините, так только дух нечистый может сделать. Потому что он ищет именно таких, которые бездействуют.

Сверхрезультат требует сверхусилий

Ну и про воскресенье: почему я должен тратить свой единственный выходной для молитвы в храме?

Отложим пока церковный аспект, посмотрим на талантливых мальчишек и девчонок. Этот умеет рисовать, тот — на компьютере крутые программы пишет. Эта бегает, та — музыкой профессионально занимается... Все они не могут развить свой талант, просто лёжа на диване или играя в «стрелялку» вечера напролёт. У них день расписан по минутам, ежедневно по две-три секции кроме школы.

Религия здесь пока вообще ни при чём — речь о внутренней дисциплине человека. Не имея её, не понуждая себя, ты просто не сможешь достичь никаких результатов. Чтобы изменить себя, необходимо над собой работать.

Да, придёт и лёгкость. Господь даст чувство внутреннего тепла, умиления, но уже после того, как помолишься, да так, чтобы вспотел. Точно так же спортсмен, который хорошо поработал на тренировке, после испытывает чувство расслабления. Но он трудится для тела, которое в землю когда то отойдёт, а тебе предлагают начать от юности работать для души, которая никогда не умрёт, но будет жить вечно.

Так и стал ты другим

Но в спорте со временем ты уже не сможешь прежние тяжести поднимать, тело с каждым годом дряхлеть будет. В духовном делании всё наоборот: чем дольше понуждаешь себя, тем большим профессионалом становишься. Хотя даже в своём возрасте — пусть тебе шестнадцать, двадцать лет — можешь в духовном отношении быть для своих друзей реальным помощником.

Ведь если человек, ведя духовную жизнь, научился преодолевать какие то моменты искушения, увидел в себе что то, сумел справиться, он уже по другому видит ситуацию. А друзья твои, которые духовную жизнь не ведут, но, может быть, в чём то другом преуспели, приходят и советуются, стремятся получить помощь от твоей души, которая уже возросла. Кто возрастил её? — Господь. На чём? — На твоих трудах. Ты себя понуждал, недосыпал, утром в воскресенье приходил в храм, просил Бога от всего сердца, чтобы Он просветил твой ум, дал понимание. Вот и стал ты другим, внутренним человеком.

Это — реальность нашей жизни. Если Бога просить и реально показывать Ему, что всеми силами хочешь измениться, Он даёт такую возможность — право на изменение. И ты реально преображаешься.

А тех, кто уже соприкоснулся с Богом, не обманешь. Им сколько ни говори, что Бога нет, что всё «ерунда, попы придумали», они своё знают. Могут особо и не спорить — зачем? Но постараются ни за что не потерять связь с Богом, она им очень дорога. Это — то сокровище, которое они искали, нашли и сокрыли в сердце своём.

https://otrok-ua.ru/sections/art/show/esli_bog_zakhochet.html