Экуменизм под маской любви: где граница компромисса? Назар Головко
Мы все чаще слышим слова о том, что всем христианам пора «объединиться». Причина - любовь. Но, что стоит за этими призывами и можно ли говорить о любви там, где нет Истины?
В ноябре 2024 года католическом храме епархии Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас в Мексике была отслужена месса с включением языческих обрядов майя. Головы монахов и священников РКЦ были украшены венками из цветов, а возле престола участники богослужения носили большой котел с клубящимися благовониями. Несколько лет назад, во время рождественского концерта, организованного Конгрегацией по вопросам католического образования РКЦ, состоялся обряд «катехизации» Пачамамы, языческого божества инков. Еще раньше в Риме состоялось шествие и языческая церемония под названием «ритуал сожжения мудреца», которые провели делегаты Синода католических епископов Амазонии.
И это лишь несколько примеров, когда в РКЦ и других христианских деноминациях проводят подобные церемонии. С другой стороны, за последние годы в христианских конфессиях очень активно походит внедрение ЛГБТ-идеологии. Можно вспомнить хотя бы скандальное решение Доктрины Дикастерии веры РКЦ, позволяющее благословлять однополые пары. А среди протестантов поддержка гомосексуальных отношений становится чуть ли не нормой. Все подобные явления со стороны христиан данных деноминаций поясняются необходимостью проявлять поддержку, уважение и любовь к своим ближним.
В то же время, в мире, где уже давно господствуют идеи релятивизма, приспособленчества и упрощенчества, всё чаще звучат призывы к объединению всех христиан. Причём такие призывы исходят не только от протестантов или католиков, что уже привычно, но и от некоторых православных.
Например, патриарх Варфоломей уже не просто говорит о необходимости (и даже неизбежности) единства православных с католиками. Он даже определился с датой, когда этот процесс должен стартовать – Пасха 2025 года. При этом, догматические различия и каноническое устройство Православной Церкви православными «объединителями» просто игнорируются. Они представляют догматы Церкви чем-то из разряда фарисейства, которое выглядит крайне малопривлекательным в сравнении с заманчивым лозунгом: «Главное – любовь!».
И Христос действительно учил и любви, и единству. Но где проходит граница между подлинным стремлением к единству во Христе и опасным размыванием основ веры, угрожающим духовной катастрофой каждому, кто смотрит на догмат лишь как на исторический артефакт?
И это не отвлеченные разглагольствования. По сути, мы можем говорить, что данный вопрос приобретает первостепенную важность для каждого православного христианина лично. Ведь речь идёт не о второстепенных богословских «нюансах» того или иного понимания догмата Боговоплощения, например, а о самом фундаменте нашей веры. В конечном счете, речь о спасении наших душ. Именно поэтому мы вправе утверждать, что поверхностный подход к вопросу единства может привести к самым серьёзным последствиям – потере Пути, Истины и Жизни.
Единство во Христе
Напомним, что Сам Господь Иисус Христос молился о единстве Своих учеников: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они были в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). Однако это единство – не безликая однородность, не стирание индивидуальности, а единство в Истине, единство в вере, переданной нам святыми апостолами и хранимой в Православной Церкви. В этом смысле, единство в заблуждении – это не путь к Богу, а путь от Него, то есть, в бездну. Это важно понимать, так как стремление к мнимому единству может привести к отступлению от истины.
Точно также, как и стремление исцелить все «разделения» не через исправление искажений, а через нивелирование смыслов. То есть, очень часто, когда говорят о «единстве» всех христиан, то почему-то умалчивают, что христианами в подлинном смысле можно называть только тех, кто принадлежат к Церкви Христовой. Это означает, что нельзя говорить о единстве с теми, кто никакого отношения к этой Церкви не имеет. Они могут только присоединиться к Ней.
С другой стороны те, кто говорит о любви, как о единственной причине «объединения», забывают, что Христос не проповедовал о любви в отношении лжи. Вспомните слова: «Не мир принес я, но меч». Что они означают? Что Господь разделяет Истину и ложь, а не пытается их соединить. У апостола Павла об этом сказано очень четко: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 15). Вот этот же вопрос должны себе задавать и мы с вами.
Где Церковь Христова?
Давайте вспомним, что митрополит Лимассольский Афанасий, известный своей мудростью и глубоким пониманием Предания, предостерегал от опасности называть инославные конфессии «церквами». По этой причине он отказался подписывать итоговый текст документа Критского собора под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
«Православная Церковь, непрестанно молясь о ”соединении всех”, имеет в виду возвращение и наше единство со всеми теми, кто отсёк себя и удалился от неё, – еретиков и раскольников, которые уходят из неё и возвращаются через покаяние, – писал в 2016 году митрополит. – Православная Церковь Христова никогда не разрушала “соединение веры и причастие Святого Духа” и не принимает теорию восстановления единства “верующих во Христа”, так как верит, что единство верующих во Христа уже существует в единстве всех крещённых её чад между собой и со Христом в нашей истинной вере, которой нет у еретиков и раскольников. И поэтому Церковь молится о покаянии и возвращении их в Православие».
Митрополит Афанасий отмечает, что фраза «восстановление единства христиан» в документах Собора является ошибкой, поскольку Церковь никогда не теряла единства с Господом, а потому ей не нужно искать это единство.
Другими словами, мы, находясь в Православной Церкви, уже находимся в единстве с Богом. Мы причащаемся Святых Христовых Таин, исповедуемся, участвуем в других таинствах. Что нам принесет объединение с теми, кто в свое время отпал от Истины?
И пускай нам говорят, что мы – высокомерные «фарисеи», что наша позиция – это гордыня, что в нас нет любви и т. д. Но разве не является истинной гордыней отказ от двухтысячелетнего опыта Церкви, от опыта святых отцов, от крови мучеников? Мы просто живем так, как жили многие поколения до нас, как жили христиане, которых Церковь прославила в сонме святых. Неужели они тоже все были фарисеями, гордецами, неужели они тоже не знали, что такое любовь?
Пари Паскаля
Знаменитый французский математик Блез Паскаль, чьим именем названа единица давления, а также один из языков программирования, был глубоко верующим человеком и христианским мыслителем. В его работе «Мысли о религии и других предметах» есть раздел «Разумнее верить, чем не верить в то, чему учит христианская религия», который позднее стал известным под названием «пари Паскаля». В нем математик с помощью логических рассуждений доказывает, что жизнь по канонам веры хотя и более трудна (чем жизнь неверующего) из-за постов и прочих ограничений, зато возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик – спасение души, вечная жизнь.
«Чем вы рискуете, сделав такой выбор? (жизнь в Церкви – Ред.) – пишет Паскаль. – Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения – слава, сладострастие, – но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути всё несомненнее будет для вас выигрыш и всё ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав».
В то же время, жить без веры, согласно Паскалю, крайне опасно, так как возможный «проигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик – вечные муки.
Некоторые богословы критикуют математика за примитивизацию, низведение проблемы вселенского масштаба до уровня «выгодно – невыгодно». Но не является ли прагматизм основной движущей силой нашего современного мира? И разве мы не можем спроецировать паскалевское «пари» на проблему объединения/необъединения Церкви с «остальным миром»?
Что получит православный, отказавшись от механического объединения с другими деноминациями, в свое время отпавшими от Церкви? В его жизни ничего не изменится. Он продолжит служить Богу так, как делали многие поколения до него. И в случае, если он будет следовать тому, чему учит Церковь, он после физической смерти получит вечную жизнь. Что он теряет? К «потерям» можно отнести осуждение и критику со стороны других деноминаций, а также, что очень вероятно – светского мира.
Что получит православный, согласившись на объединение? Горячее одобрение светского мира. Что он потеряет? Истину, за которую многие мученики не колеблясь отдавали свою жизнь. Может ли он быть уверен, что в такой «обновленной» Церкви он сможет получить спасение души? Нет, не может. Кроме того, после объединения православные получат и весь «бекграунд» остального христианского мира: языческие обряды в храмах, «венчания» гомосексуалистов и женщин-«священников», а также – глубокую зависимость от светского мира.
Другими словами, мы не получим ничего. Зато потеряем очень многое.
Выводы
Отметим, что все приведенные аргументы – это не призыв к враждебности или неприязни по отношению к инославным христианам. Апостол Павел наставляет: «Если можно, сколько зависит от вас, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Наоборот, мы бы очень сильно хотели единства. Но, единства во Христе, а не во страстях мира сего. Потому что, в нашем понимании, истинная любовь не может быть беспринципной и равнодушной к Истине. Она не может основываться на отречении от догматов веры и нравственных принципов ради сиюминутной «политической парадигмы». Настоящая христианская любовь стремится не к стиранию границ между Истиной и заблуждением, а к тому, чтобы привести заблуждающихся к познанию Истины, к общению с Богом. Наша задача – не компромисс с ложью, а свидетельствование о Христе и Его истине.
Поэтому, нам надо не слепо следовать ложным призывам к объединению любой ценой, а делать все для того, чтобы вернуть отпавших от единства веры в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Единство должно быть не в примирении с ложью, а в примирении с Богом. Именно в этом – в верности истине, а не в бездумном компромиссе – заключается подлинная духовная польза, залог нашего спасения и путь к истинному единству во Христе.
https://spzh.eu/ru/zashhita-very/83262-ekumenizm-pod-maskoj-ljubvi-hde-h...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии