Духовный алфавит. Ватопедский старец Иосиф
Афон. По Промыслу и домостроительству Божию, на долю Афонского полуострова выпал исключительный жребий — непрерывно теперь уже продолжать традицию Студитского монастыря, которая, в конце концов, перешла в безсмертное Паламитское богословие, являющееся славой нашего святоотеческого предания и всего Православия.
Беспопечение. Состояние современного общества во многих отношениях вредно и неблагоприятно для желающих жить благочестиво (ср.: 2 Тим. 3, 12). Весь механизм его хитросплетений приводится в действие маммоной,богатством неправедным, и он не хочет подчиниться Божественной воле, а хочет главенствовать. Все в этом механизме налажено для того, чтобы направить человека по широкому и пространному пути, который, несомненно, имеет конец, противный человеческому предназначению. На тесном и узком пути, который ведет в жизнь (см.: Мф. 7, 13-14), различные ограничения препятствуют тому, чтобы соблазны увлекали и обманывали чувства, поскольку падший человек уже стал жертвой всевозможных воздействий. Чтобы защититься от них, мы должны сохранять беспопечение, то есть безучастие ко всему, что нас не касается. Это представляется сегодня почти невозможным…
Между тем, беспопечение является самым подходящим средством нашего освобождения от различных воздействий, от всего, что нас ежедневно соблазняет и увлекает. Ум, свободный от многопопечения, по своей природе устремляется к Богу, первому и главному Началу всего. Это стремление рождает в нас ревность, которая делает гнев орудием против греха и порока. Тогда человек, будучи вооружен, может противостать невидимым врагам: начальством и властям тьмы века сего, духам злобы поднебесной(ср.: Еф. 6, 12). Тогда от Божественного страха рождается любовь к Богу, и человек благодатью Христовой стряхивает с себя скорлупу житейской суеты.
Война. Как мы ведем войну с грехом в чувственном мире, так же мы должны противостоять помыслам и в мысленном мире, хотя эта война труднее, а помыслы быстры и дерзки в своих угрозах и нападениях. В этой войне нам очень поможет изучение опыта, изложенного в Писании и в отеческих повествованиях. Здесь наш ум черпает силу и с помощью отеческих наставлений защищается от мысленной и невидимой брани. Через это рождается в нас память о Боге, и мы начинаем ощущать действие Его божественной любви, которая непрестанно нас окружает.
С этого момента в нас начинает действовать самое сильное оружие — молитва, без которой не может быть достигнуто ничего. Святые Отцы, истолковывая изречение пророка Давида воутрия избивах вся грешныя земли (Пс. 100, 8), следующим образом объясняют значение этого подвига. Усилия в духовном делании должны прилагаться с самого начала, иначе ум будет рассеиваться памятью о прошлом, по причине свойственного ему парения.
Первый долг на духовном поприще невидимой и многообразной брани есть возделывание ума, откуда постыдные помыслы исходят воутрия, то есть берут начало. Это достигается памятью о Боге от стражи утренния(Пс. 129, 5), а также постоянным призыванием всесвятого имени Его, посредством чего обнаруживается наша ревность к подчинению Его божественной воле.
Гордость. Кто познал на опыте Божественную любовь, еще издалека чувствует тлетворный дух той отвратительной страсти, которая называется гордостью. Гордость разлучает человека с Богом, и человек впадает в страшный эгоизм. Так он навсегда может остаться за пределами соединяющей всех любви Христовой. Лишь одной этой богоненавистнической страсти достаточно, чтобы уничтожить человека, как прежде она низринула бесплотных и светлых Ангелов. Гордость — корень и начало многочисленных бед, которые душат измученное человечество. Гордость — это хребет «ветхого человека», тело смерти (Рим. 7, 24), это мерзость запустения, стоящая на святом месте (ср.: Мф. 24, 15). Если это чудовище не будет низвергнуто и изгнано из души, Божественная благодать никогда не приблизится, чтобы принести Божественное просвещение и то, что последует за Божественными дарами,— воскрешение человеческого естества.
Добродетели.Многие из нас считают заповеди покушением на свою личную свободу и обвиняют Бога в том, что Он предъявляет какие-то требования! Но давайте посмотрим, каковы эти требования? Тот, кто воздерживается, становится свободным от неумеренности. Бедный освобождается от корыстолюбия, умиротворенный — от суеты, целомудренный — от сластолюбия, девственный — от блуда, нестяжательный — от сребролюбия, кроткий — от гнева, смиренный — от тщеславия, послушный — от сварливости, прямодушный — от лицемерия, исповедник — от предательства, мученик — от идолопоклонства. Итак, каждая добродетель, которая возделывается до смерти, является опровержением соответствующего ей зла и греха, и в этом заключается долг нашего разумного естества. В чем же здесь нарушение свободы?
Если Вы, отцы, подражайте мудрости патриарха Авраама, который взял жену простую. Не ища ни богатства, ни благородного происхождения, ни красоты тела, ничего другого, кроме благородства души. А вы, матери, именно так и воспитывайте ваших дев. Вы, женихи, которые хотите взять их, берите со всяким приличием… и всегда прося Бога быть посредником во всех ваших делах.
Если так будете поступать в жизни, никогда не будут иметь место ни разводы, ни прелюбодеяния, ни поводы для ревности, ни ссоры, ни пререкания, но насладимся многим миром и согласием. А когда есть это, непременно последуют и другие добродетели. Поскольку, если жена противоречит мужу, все в доме происходит не так, пусть хоть все в остальном благополучно. А когда есть мир и согласие, ничего неприятного не случается, несмотря на то, что каждый день возникают треволнения бесчисленные.
Если так будут заключаться браки, тогда мы весьма легко и детей сможем привести к добродетели. Ибо, когда мать скромна и разумна, имея всякую добродетель, она непременно и мужа сможет привести в свою любовь. А когда его приобретет, он будет с великой готовностью помогать ей воспитывать детей, и от Бога получит помощь. Если муж помогает в этом благом деле воспитания детских душ, все в доме пойдет благополучно и ничего неприятного не случится, потому что хозяева его благочестивы.
Жизнь. Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории,— это исполнение заповедей Христовых. Только так мы обретаем разрешение наших постоянных проблем. Нет и никогда не будет другого вспоможения во всем тварном мире, кроме Его избавительной силы. Христос даровал нам все, и в первую очередь основу всего, которая есть познание Бога и вера в Пресвятую Троицу. Через Него мы познали Отца: Отче, Я открыл имя Твое человекам (ср.: Ин. 17, 6). Через Него познали и приняли Святаго Духа: если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7).
Теперь мы имеем способность безошибочно судить о Его Божественных энергиях внутри и вокруг нас, а также различать, что от Бога, а что от врага.
Через Христа и во Христе открывается сущность человеческой природы: что она собой представляет и как совершается ее уподобление Богу, так что больше нет нужды в поиске, откуда человек приходит и куда уходит.
Зло.Что такое страсть? Страсть — это неразумное устремление души за пределы естественного, особенно ради чувственных вещей. Злоба также есть порочное направление помыслов, за которым следует неправильное употребление вещей, злоупотребление и себялюбие. Некоторые убеждены, что не было бы в мире зла, если бы не было некой внешней силы, которая бы нас тянула к нему. Но отцы учат, что зло есть ни что иное, как небрежение естественных сил ума. Орудием против этого небрежения служит хранение ума и контроль над греховными помыслами, чтобы человек не был вовлечен в совершение греха на деле. Одним словом, если естественные силы нашего ума подчинятся Божественному слову и будут контролировать в нас неразумную часть души, тогда не будет в мире ни зла, ни силы, которая влечет к нему.
Испытания. В бедах и различных испытаниях расширяется наш дух и умножается духовное знание. В скорби распространил мя ecu(Пс. 4, 2). Когда добрая привычка долготерпения в испытаниях укрепляется, тогда Бог попускает более суровые искушения для нашего совершенствования. Об этом свидетельствует святое речение: Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93, 12). «Согрешившему невозможно,— говорят отцы,— избежать грядущего суда без добровольных трудов или без невольных бед здесь».
Первая и самая значительная польза от испытаний — это происходящее от них смирение, посредством которого сокрушается омерзительный идол эгоизма и божественное знание приближается к уму. Дерзнем назвать этот идол мерзостью запустения, стоящей на святом месте (см.: Мф. 24, 15). Нет более действенного фактора, чем различные скорби, как вольные, так и невольные, которые приводят ум к смиренному мнению о себе. Бессилие ума в испытаниях учит его на деле, насколько он ничтожен и низок. Тогда становится ясен смысл слова Господня: без Меня не можете делать ничего(Ин. 15, 5), и таким образом ум с помощью благодати переносится в истинный мир вышнего Царства.
Крест. В хранении заповедей и терпении скорбей заключается наш жизненный крест, и блажен, кто с готовностью принимает его тяготы. Тот, кто подъемлет свой крест,— переносит с терпением всевозможные напасти, ибо воспринимает их как посещение Небесного Отца. На кресте завершается христианский путь, и там же происходит встреча твари с нетварным Божеством.
Любовь.Как невозможно, чтобы муж разумный пренебрегал и презирал когда-либо свою жену, так и невозможно, чтобы развратный и распутный муж любил свою жену, пусть она хоть будет прекраснее всех. От воздержания рождается любовь и от любви — безчисленные блага.
Пусть все прочие жены будут для тебя как бы сделаны из камня, потому что знаешь, что, если, женившись, будешь нечистым взглядом взирать на другую, повинен прелюбодеянию. Эти слова повторяй себе каждый день и, если увидишь, что другая жена в тебе вызывает похоть и по той причине своя собственная тебе кажется несносной, войдя в комнату свою, открой книгу и приемлешь Павла своим заступником.
Повторяя постоянно эти слова, угаси совершенно огонь похоти. И так твоя жена снова станет тебе желанна, потому что никакая другая похоть уже не угасит в тебе к ней желания. И не только жена твоя станет тебе более желанна, но и ты будешь гораздо более скромен и свободен.
Молитва. Что за великий дар молитва и как мало мы о ней знаем! Все, что мы собой представляем, без лишних измышлений, не есть ли убожество с бездной недостатков и немощей? Что же нам остается делать? Есть только один выход: просите, и дано будет вам (Лк. 11, 9). Веруя в Воскресение Господа и непрестанно призывая Его Божественное благоутробие, мы разрешаем наши многообразные проблемы и учимся правильной стратегии в невидимой брани против начальств и властей тьмы века сего (ср.: Еф. 6, 12). Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя (Пс. 49, 15),— говорит Господь и порицает нас за то, что мы небрежем о молитве.
Благодать Божественного прикосновения, происходящая от молитвы, изменяет все. Она умиряет страсти, ослабляет искушения, просвещает ум, чтобы он не заблуждался и не злоупотреблял помыслами, и порождает мужество и ревность для исполнения наших обязанностей. Тогда, если даже человека окружают соблазны, он не прельщается ими, но, напротив, своим светлым примером и добрым обращением подает утешение ближним. И, более того, если он смиренно пребудет в молитве, не замедлит Божественная благодать, которую он почтил своим усердием и жертвой, возвести его в сферу Божественных тайн, в удел чад Божиих. Пребывающий на этих высотах человек становится духовным и получает внутреннее в чувстве уверение, что все Божественные обетования истинны, и он вскоре вкушает и познает их.
Непослушание. Весь смысл нашего жительства на земле есть не что иное, как непрерывное исповедничество, поскольку мы пали через непослушание Божественной воле. Воплотившееся Слово Божие, заботясь о нашем спасении, искупило нас Своей Кровью. Но на нас Господь оставил обязанность загладить свое добровольное непослушание добровольным исповеданием. И это было не просто повеление, но через Свое пришествие в мир Он Сам стал жизненным примером совершенного послушания и повиновения Отцу, будучи равным Богу (Флп. 2, 6). Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3, 19).
Поскольку все создано Богом хорошо весьма (Быт. 1, 31), не мог человек вменить вину Богу за несовершенство Его творения. Стало быть, ответственность за преслушание и его исправление лежит на самом человеке. Но по непревзойденной Своей вселюбви единородный Сын Божий, приняв человеческую плоть, поставил Самого Себя примером для всех, чтобы явить Своему творению полноту Своей любви и научить на деле послушанию для исцеления нашего преслушания и отступничества.
Общение со сверхъестественным. Человек, сотворенный по образу и подобиюБожию (ср.: Быт. 1, 26), и после своего падения сохраняет как врожденное свойство личности чувство и желание сверхъестественного. Бог Слово Своим пришествием не только открыл природу этого чувства, но и наполнил его содержанием, передав человеку посредством Тела Своего — Церкви право наследования всей полноты сверхъестественного состояния и возможность стать по благодати сыном Божиим.
Лукавейший диавол, имитируя различные стадии, на которых человек становится причастным сверхъестественных явлений посредством освящающей Божественной благодати, создает видимость истинного богоявления. Таким образом он усыпляет бдительность своих жертв, внушая убеждение, что они хорошо подвизаются, раз видят или чувствуют сверхъестественные явления, похожие будто бы на те, которые и Церковь признает.
На самом деле это ловушка для любопытных и эгоистов. Суть общения со сверхъестественным отнюдь не в чудесном зрелище или иллюзорном утешении, не в том, чтобы передвигать столы или слышать голоса, видеть свет или материализовывать из воздуха предметы, что обычно характерно для обманщиков-медиумов. Общение со сверхъестественным возможно лишь через исполнение Божественных обетований, которые Господь дал верующим в Него. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12-13).
Не зрителями сверхъестественных тайн и даров, но чадами, наследниками Божиими, сонаследниками же Христу(ср.: Рим. 8, 17). И это усыновление совершается только через Божественные Таинства Церкви как Тела Христова. Оно невозможно без покаяния и его плодов, божественных добродетелей, которые доводят до совершенства характер и личность духовного человека. Только при этом условии мы можем ожидать как воздаяние1 посещение сверхъестественных Божественных энергий, которые не приходят через обман и посредничество шарлатанов и мошенников или через диавольские манипуляции магии и йоги.
Покаяние. Множество ложных и сатанинских учений влекут современного материалистического человека к унынию и нерешительности. В наши времена необходимо слово о покаянии — совершенное и обязательное средство для спасения заблудшего грешника. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор.6,2).
Рассуждение.Рассуждение — это разумное и безошибочное суждение о понятиях и вещах, которое сообразуется со временем, средствами, местом, обстоятельствами и служит к назиданию. Рассуждение — это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события. Рассуждение — это дар Святаго Духа, который дается как награда хранящим чистоту совести, тщательным блюстителям Божественных заповедей. Рассуждение, опять же,— это кормило Церкви, посредством которого она руководит своими чадами в бурях и треволнениях неспокойного моря жизни. Рассуждение — штурвал плывущего по бушующим волнам корабля.
Святоотеческое предание. Многие спросят: «Неужели и сегодня возможно следовать традициям святых отцов?» — отвечаем: «Конечно, и сегодня возможно, и в нашем поколении было возможно, и будет возможно, и до скончания века».
Терпение.Есть один мудрый способ для успеха на нашем подвижническом поприще. Когда кто- либо возжелает истинной жизни, он познаёт, что каждая скорбь, вольная или невольная, становится смертью для матери всех зол — наслаждения, и так принимает с благодарением всякое жестокое нападение невольных искушений. Терпением он превращает скорби в легкие и ровные пути, безошибочно ведущие в жизнь вечную.
Убеждения. Не будем расслабляться, братия мои, и увлекаться безжизненными лозунгами заблудившихся западных «духовных писателей» и ученых, которые считают, что учение и пример жизни наших Отцов были важны только во время оно, то есть когда-то давно, а сейчас будто бы это только предмет изучения. И тогда и сейчас — всегда наша позиция и наши убеждения, наша цель, соединенная с тоской о Небесном Отечестве, вся наша вера и все усилия наши были и будут оставаться теми же, что и у древних Отцов, которые постоянно, невидимо, но осязательно поддерживают нас, и покровительство которых всегда будет нашей истинной опорой.
Не будем идти на компромисс и отступать перед какими-либо препятствиями и обстоятельствами, а также перед людьми, идущими на компромисс, и даже перед самим Сатаной, который, желая обольстить нас, преобразуется во ангела светла (2 Кор. 11, 14). Держась нашей подлинной исповеднической позиции, продолжим осуществление Священного Предания — и сами учась, и уча наших мирских братьев следовать обычаю: Стойте и держите предания(2 Фес. 2, 15) нашей Церкви и нашего народа, который многократно, в защиту православного свидетельства об истине, оросил землю нашего Отечества мученической кровью, а также слезами и потом преподобных!
Факт. Характернейший признак души, которую Бог вдохнул в человека, есть подобие ее своему Творцу, а это означает, что душа является вместилищем Божественных свойств.
Именно это открыл нам в своем воплощении Бог Слово, называя нас друзьями и братьями, наследниками Отца Своего и Его Собственными сонаследниками.
Что же еще есть выше и значительнее того факта, что человек является причастником Божественного родства по ипостаси?
Согласно апостолу Петру, Бог даровал нам такие блага, в которые «желают проникнуть ангелы» (1 Пет. 1:12).
Христос. Христос есть Свет, и Истина, и Жизнь (ср.: Ин. 8, 12; 14, 6). Когда этот истинный Свет нас обнимает, тогда мы чувствуем Его любовь, Его премудрость, Он открывается нам как абсолютная Истина, и вместе с неописуемой радостью мы обретаем ощутимое знание как состояние нашего духа. Он Сам сказал о Себе: Аз есмь истина (Ин. 14, 6), и об этом засвидетельствовали Отец и Святый Дух. Но полного понимания этого богословского определения нельзя достигнуть только через слышание. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного(Мф. 7, 21). Слово Божие, сокровенное в заповедях Его, открывается подвизающимся в молитве и покаянии.
Чем больше стараемся о соблюдении заповедей, тем больше просвещается и расширяется наш ум. Ты заповедал ecu заповеди Твоя сохранити зело (Пс. 118, 4). Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс. 118, 103). Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118, 105).
Церковь. Церковь как ипостась Богочеловека Христа является богочеловеческим организмом, а не человеческой организацией. Церковь неделима, как и Лицо ее Основателя, как и Его Тело. Потому мы повторяем, что разделять неделимый богочеловеческий организм Церкви на маленькие национальные организации — это огромная ошибка. И мы, афониты, в этот последний час, когда сотрясаются основы социальной жизни, просим священноначалие прекратить служить идеям национализма (ведь они — наши пастыри) и стать истинными поборниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. От Основателя Церкви через апостолов и святых отцов до нас дошло предание о миссии Церкви — насаждать и взращивать в душах людей ощущение и сознание того, что каждый член Церкви — лицо соборное, вечное, богочеловеческое и потому брат каждому человеку. Это и есть назначение Церкви, заключенное в ней Христом. Любая другая цель не от Христа, но от нашего врага. Чтобы наша Поместная Церковь была Соборной, следует верно применять присущие богочеловечеству средства — божественные добродетели и труды. Так их всегда использовали, получив от Господа, святые апостолы, а впоследствии их преемники — христоносные подвижники. У них богочеловеческие добродетели находятся в органической связи и зависимости, когда одна добродетель порождается другой, взаимно дополняя друг друга.
Человек.Человек, как существо тварное, не может самостоятельно обрести истину, потому что она есть исключительно дар Создателя человеку без принуждения и насилия над его волей. Итак, здесь необходимо согласное взаимодействие двух произволений, Божественного и человеческого. Человеческое произволение, подобно Божественному, должно быть благим, чтобы оба сотрудничали и оба созидали, но, опять-таки, это Бог дарует благое произволение способным вместить, поскольку всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17).
Элемент исповедничества в монашеской жизни. Отцы и братия, мне хотелось бы напомнить вам, что наш монашеский образ жизни имеет исповеднический характер. Отречение первого человека от послушания воли Божией повлекло за собой падение и растление человеческой природы. Наш долг, если мы желаем исцеления и восстановления своего первозданного состояния, — это постоянное и твердое исповедничество. Господь наш очень выразительно подчеркивает: только всяк иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех, а иже отвержется Мене… отвергуся его (Мф. 10, 32-33). Подвижники нашей веры с настойчивостью и постоянством стремились только к одному — к точному и полному исповеданию божественной воли как в догматической или богослужебной форме, так и в любой форме, выражающей церковное Предание. Стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15), — объясняет апостол Павел.
Всякая заповедь и всякое предание нашей веры имеют одно и то же высокое достоинство и значение, потому что являются единым велением Святого Духа. Объясняя обязанность всех разумных существ хранить заповеди, пророк Давид говорит: За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16, 4), — и продолжает: Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе (Пс. 43, 18), вменихомся яко овцы заколения(Пс. 43, 23).
Скольких мы находим мучеников и подвижников, которые пострадали за догматы веры и таинства нашей Церкви! Скольких мы видим христиан, претерпевших мучения за богослужебное предание Церкви или даже за простые традиции церковной жизни! Мучениками были те христиане, которые не отреклись от истинного Бога перед лицом идолопоклонства. Мученики — это те, которые пострадали за догмат Святой Троицы. Мученики — те, которые пострадали за божественные Таинства, святые иконы и вообще за Предание. Мученики — это и те праведные люди, которые пострадали за соблюдение православного устава и поста, подобно ветхозаветным Маккавеям, сохранившим моисеев закон, который запрещал употребление свиного мяса и идоложертвенной пищи.
Однако существуют еще мученики и исповедники строгой аскетической и подвижнической жизни. Разве это не исповедничество, когда мы, желая соблюсти мир, оставляем свое желание и предпочитаем волю братьев или тех, кто упорно настаивает на своем? Разве это не исповедничество, когда мы не настаиваем на своем знании и уступаем несведущим? Разве это не исповедничество, когда мы, усталые и перегруженные работой, вынуждены продолжать свой труд безропотно, ради послушания, поскольку в этом явилась необходимость? Разве это не исповедничество, когда на нашем пути появляется возможность наслаждения или отдыха или когда нам воздают почести, а мы предпочитаем узкий и тесный путь (ср. Мф. 7, 14)? Разве это не исповедничество, когда лентяи и во всем соблазняющиеся люди нас осуждают и презирают, а мы безропотно все это переносим, будто бы это терпит кто-то другой? Ведь мы знаем, что закон злострадания, который мы добровольно восприняли, есть не что иное, как убеждение, что желающие спастись гоними будут (2 Тим. 3, 12)! Боголюбивейшие отцы и братия, это поприще исповедничества принадлежит вам, и блажен, кто сохранит сия и уразумеет милости Господни (ср. Пс. 106, 43).
Юношеский возраст.Юношеский возраст требует особого внимания в том, чтобы правильно управлять телом и чувствами. Важно, чтобы ни тело, ни чувства не увлекались постыдными предлогами мнимой нужды и не опускались до рабства похотям, имеющим непобедимых союзников — бесов. Вооружившись страхом Божиим, мы должны усердствовать в выполнении наших порядков и правил, стремясь к приобретению добродетелей, которые покроют нас как от воздействия предшествующих привычек и страстей, так и от невидимых врагов. Труды и страдания в здешней жизни, направленные к стяжанию добродетелей и совершаемые ради Бога, не только покрывают нас от нападений врагов, но являются и будущими венцами и почестями — такими же, которые заслужили исповедники и мученики.
Я. Я не буду молчать, пока мы с вами находимся на поприще борьбы и идем по пути нашего возвращения в жизнь, которую мы потеряли при грехопадении. Мы похожи на потерпевших кораблекрушение или на жертвы величайшей катастрофы, которые, находясь под грудой развалин, все еще пытаются спастись. И спасение наше осуществил Господь через Свое воплощение и явление в мир, оплатив сначала долг за нашу вину, а затем возвратив нам Благодать, которую мы потеряли.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии