Добро не требует награды

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Заповедь Господа о любви к ближнему знает каждый. Но можем ли мы следовать ей? Ведь если честно признаться, в одних людях мы, что называется, души не чаем, готовы бежать к ним на помощь в любое время. К другим относимся равнодушно, к третьим испытываем неприязнь. Как же исполнить заповедь в повседневной жизни? Ответ находим на примере притчи о добром самарянине вместе с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.

– На вопрос некоего книжника о том, как наследовать жизнь вечную, Христос отвечает древней заповедью: «Люби ближнего твоего, как самого себя». «А кто мой ближний?» – спросил тогда законник. Этот вопрос задаем и мы.

– В притче о добром самарянине нам дан ответ. Господь, спрашивая законника: кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?, получил ответ: тот, кто оказал ему милость. Тогда Господь сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 36-37). Нам надо не только знать, но и своим поведением исповедовать, что ближний – это любой человек, который в данный момент нуждается в нашей помощи, независимо от степени родства, национальности, образования, веры, возраста, уровня доходов, нашего к нему отношения и всего остального. Такое понимание слова «ближний» принес людям Христос.

Однако несмотря на то, что уже более двух тысяч лет это знание живет в человечестве, все же повсюду проникает разделение, диктующее разное отношение к окружающим нас людям. К кому-то мы испытываем симпатии и помогаем легко, а к кому-то антипатии и ни за что руки не подадим.

– В притче мимо раздетого, израненного разбойниками человека проходил священник, а затем левит, но оба не помогли ему в беде. Почему?

– Евангельский контекст совершенно определенный, под образом левита понимается вся верхушка иудейского общества. Те, через которых знаниями о Боге и пониманием истины духовной жизни должен был освящаться весь народ, но был предан законниками. Потому бедный, ограбленный, избитый путник – это образ народа. Самарянин же – это Христос. Почему? Потому что Христос пришел как чуждый, отвергаемый, презираемый. И вот Он, как добрый самарянин, берет на Себя попечение о людях, о каждом человеке.

– Эта притча дает нам прекрасный образец отношения к другим людям, однако часто мы бываем не готовы поступать по слову Спасителя. В нашей жизни так и происходит: часто ближним оказывается тот, мимо кого мы проходим, или тот, на кого у нас нет времени…

– Для многих христиан всегда были и остаются самыми трудными вопросы отношений с ближними. Нередко приходится и в самих себе, и в других людях замечать жестокосердие, невнимание, равнодушие... Складывается впечатление, что любовь к ближнему часто воспринимается нами как нечто абстрактное, нечто такое, над чем, в отличие от молитвы и поста, не нужно как-то специально трудиться.

Но ведь не зря же говорят: «Ближнего по пути в рай не обойти». Для современного человека характерны стереотипы, предвзятость, речь идет о стремлении судить людей по социальному положению, национальности и т.д. И здесь в священнике и левите мы узнаем себя. Христианам стоит задумываться об этом. Нам Господь поручил проявлять сострадание и быть первым примером делания добрых дел. Так что не надо искать, кто нам ближний, а самому быть этим ближним как можно большему количеству людей.

– Знаете, если помощь ближнему требует от нас самоотдачи, лишений, усилий над собой, то часто возникают внутренние преткновения. Выходит, теоретическое знание евангельских заповедей мы не можем применять на практике?

– Есть люди, у которых, как у святых, присутствует естественная органическая потребность делать добро, они живут этим. Такой была доктор Лиза – Елизавета Петровна Глинка. Да, нам далеко до таких, но посильное мы должны сделать, заставлять себя шагать маленькими шажками.

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что «надо нудить себя на пользу ближним во славу Божию». И нам полезно приучаться, начиная с малого, преодолевать себя ради блага ближнего. Человек должен найти свою меру добрых дел. Это нужно даже не тем, кого мы облагодетельствуем, а прежде всего нам. Через доброделание Господь подает нам шанс к спасению, к исцелению себя, своей души.

Преподобный Амвросий Оптинский исчерпывающе ответил на вопрос о деятельной любви. «Если нет любви, – говорит он, – твори дела любви». Вот как просто. Как бы мы хотели, чтобы люди поступали по отношению к нам, так и сами будем поступать по отношению к людям. От дел любви как проявления доброй воли может милостью Божией возгореться и сама любовь. Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).

– Современный человек отягощен: это и работа, и дети, это и проблемы, и пандемия. Иногда сложно сохранить в себе человечность, ласковое и снисходительное отношение к людям. Как исполнять заповедь о любви к ближнему в повседневной жизни?

– Иногда для примирения, для установления отношений, в которых присутствовала бы любовь, нужно время и немалое терпение. Не случайно говорит Господь: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Нужно искать, искать всем сердцем великодушия, милосердия, которые и есть выражение христианской любви.

Но не следует ждать от человека «взаимности». Вот это как раз совсем не христианский подход. Иногда приходится слышать: «Да я из кожи вон вылез, распластался, только бы помочь, а он (или она)…», в общем, не оценили наши «достоинства» и «благие потуги». Так вот не надо требовать и искать любви от других. Будем стараться бескорыстно любить сами. Первыми уступим место в автобусе пожилому человеку, первыми заградим уста пьяному дебоширу в общественном месте, поможем коллеге – многодетной маме – на работе и отпустим ее пораньше.

Я вспоминаю случай, когда мы с одним батюшкой приехали в столицу на форум. В метро, как всегда, неиссякаемый людской поток, а у нас был очень тяжелый чемодан, и мы еле-еле пробирались к эскалатору. И тут к нам подбегает молодой человек, мусульманин, улыбаясь, он схватил чемодан со словами: «Батюшки, давайте я вам помогу». Видя такое сочувствие от незнакомого человека, сразу на сердце так тепло стало и подумалось, что Господь всегда рядом.

– Приходилось сталкиваться с таким мнением, что помогать нужно только тогда, когда просят. Даже есть пословица «Не делай добра – не получишь зла». Ведь иногда помощь кому-то оборачивается искушением и неприятностями для помогающего…

– Это попытка самооправдания, потому что якобы за добро ты получаешь зло. Человек просто не хочет выходить из своей зоны комфорта. Творить милость без спросу – это естественное стремление любящего, чуткого сердца. Это напрямую соотносится с главной заповедью Христа: Любите друг друга (Ин. 1, 17).

Что касается опасения получить зло в ответ на добро, то есть хорошая пословица: «От добра добра не ищут». Не надо требовать и искать благодарности от других. Спаситель Сам говорит, что если кто-то просит пройти с ним поприще – пройдите два, если просит верхнюю одежду, то отдай ему и рубашку.

Господь всегда призывает нас давать больше, чем просят, Он и сам так поступает. Сколько раз мы убеждались в жизни в том, что просили Его решить какую-то житейскую проблему, а в результате Бог подает нам что-то глобальное, что решает целый круг наших вопросов, то есть просили копейку, а Он дал нам богатство.

Если человек откликается на просьбу и отдаёт, делится добром даже сверх меры – какие бы он «тумаки» ни получал в ответ, человек исполнил заповедь Божию. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Это ведь не просто красивые слова, это руководство к действию для всех, кто считает себя христианами.

Беседовала Людмила Питайчук

«Православное Заволжье»

https://eparhia-saratov.ru/Articles/dobro-ne-trebuet-nagrady