ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЗАХАРИЯ (ЛОБОВ)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21)

Будущий архиепископ Захария ‒ в миру Захар Петрович Лобов ‒ родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. Окончил духовное училище  и духовную семинарию в Новочеркасске.

После окончания семинарии, отец Захария женился и был рукоположен в сан священника. Служил в Новочеркасском кафедральном соборе. В семье родилось семеро детей.

В 1922 году был активным борцом с обновленчеством. В обвинительном заключении ГПУ значилось, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После увольнения обновленческим церковным управлением митр. Донского и Новочеркасского Митрофана, протоиерей Захария Лобов стал «правой рукой» последнего в организации сопротивления обновленцам.

Вскоре отец Захария овдовел, в том же году он принимает монашеский постриг с сохранением прежнего имени, но в честь иного святого ‒ праведного Захарии, родителя Иоанна Предтечи.  Хиротонисан во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии 5 октября 1923 года.

14 октября того же года, в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва), назначен епископом Аксайским. Духовником епископа Захарии был известный в Ростове старец ‒ протоиерей Иоанн Домовский. В деле епископа Захарии сохранилась копия письма о. Иоанну, в котором епископ именует его своим духовным отцом, проникнутое к нему глубоким уважением.

В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь.

Служение в Донской епархии епископа Захарии как православного иерарха было нелегальным. Вместе с нелегально действовавшим митрополитом Донским и Новочеркасским Митрофаном, владыка Захария организовал сопротивление обновленцам. Иерархи Митрофан и Захария рукополагали православных священников по всей епархии. Им содействовал простой церковный народ, требующий от власти допускать православных священников на свои приходы. При народной поддержке и любви епископ Захария служил в храмах Новочеркасска. Вёл тайную переписку со священниками из разных округов и епархий. В письмах владыка Захария писал, что по милости Божией с большой радостью совершает богослужения при большом стечении народа.

С октября 1923 года состоял под следствием, находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным. Дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

В 1924 году владыка Захария был арестован и приговорен к двухлетней ссылке на Соловки. На Соловках в тот момент находилось больше епископов, чем на свободе. На лагерных фотографиях рядом с владыкой Захарием запечатлены митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Митрофан (Гринев), архиепископы  Иларион (Троицкий) и Серафим (Мещеряков), епископы Павел (Введенский), Платон (Руднев), Амвросий (Полянский).

На Соловках в числе двадцати четырех иерархов владыка Захарий подписал 7 июня 1926 года «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение Правительства», в которой указывалось, что Церковь и государство должны неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно осуществлять богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.

По освобождении в 1926 году, епископ Захарий назначается  викарием Тверской епархии.

В 1929 году владыка был возведен в сан архиепископа и назначен на Воронежскую кафедру. Служение на Воронежской кафедре принесло владыке немало скорбей: массовое закрытие церквей, гонение на церковнослужителей. Архиепископ, как мог, противостоял этим явлениям. Он боролся с закрытием храмов и сумел отстоять несколько действующих церквей.

Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением заслужил немалую любовь своей паствы. На каждую архиерейскую службу собиралось множество верующих со всех районов города и близлежащих деревень. Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенской церкви, затем снимал квартиры. До марта 1932 года совершал богослужения в Троицком Смоленском кафедральном соборе, затем, в связи с его закрытием, перенес кафедру в Успенскую церковь. И сюда к нему по-прежнему тянулись жители города и окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей за пастырским словом, советом, наставлением.

В тяжкие годы воинствующего атеизма архиепископ Захария с Божией помощью сохранял и укреплял православную веру среди своей паствы.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного патриаршего Священного собора. Он изначально стал на позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола, и поддерживал его во всех деяниях.
Владыка Захария был знаком со многими иерархами Церкви. И у него постоянно останавливались освобожденные из ссылки епископы.
23 мая 1935 года архиепископ Захария был арестован, в квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и церковные деньги.

Владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс», в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской церкви – священника, псаломщиков и церковного старосты, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке.
Причем, единственный конкретным, а не вымышленным, случаем, который приводили они –  была проповедь владыки в канун Пасхи 1935 года, где он  сравнивал первые века христианства и современную ситуацию в плане гонений на верующих и их пастырей.

Показания других свидетелей – отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание приняты не были.

10 сентября 1935 года владыку Захарию приговорили к пяти  годам лагерей. От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере он тяжело заболел, ослеп. Медкомиссией была установлена инвалидность.

14 сентября 1937 года был повторно осуждён уже в лагере по обвинению в «контрреволюционной террористической агитации среди заключенных, в нелегальной переписке с духовенством». Приговорен к высшей меры наказания ‒ расстрелу.

22 сентября 1937 года архиепископ Захария был расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Архиепископ Захария (Лобов) причислен к лику святых новомученников и исповедников в августе 2000 года.

Митрополит Антоний (Паканич)

https://pravlife.org/ru/content/den-za-dnem-svyashchennomuchenik-zahariy...