День памяти святителя Афанасия (Сахарова). Священник Даниил Сысоев
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с днем памяти святителя Афанасия Сахарова, епископа Новгородского! Сегодня день памяти одного из современных святых, священноисповедника Афанасия, который просиял в XX веке. Он скончался и отошел ко Господу в 1962 году. Афанасий Сахаров провел в темницах, в ссылках и на тяжелых работах двадцать четыре года. Он известен нам как великий знаток церковного устава, великий гимнограф. Его авторству принадлежит служба всем святым, в земле Российской просиявших, он являлся величайшим уставщиком своего времени. В любом месте, где бы он ни находился — в тюрьме, в ссылке, на поселении, Афанасий Сахаров старался приносить жертву Богу – святое Причастие. Он всегда служил полный круг богослужения, вне зависимости от того, в карцере ли он сидел или работал на лесоповале. Святитель Афанасий обладал феноменальной памятью и служил по памяти все богослужение. Он написал очень интересную и важную работу, которую многим было бы полезно почитать: «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви».
В день его памяти я бы хотел сказать несколько слов о церковной гимнографии и о том, как ее использовать. Многие люди, которые ходят в Церковь, занимаются всем, чем угодно, только не слушают богослужение, они говорят, что им нужен настрой, ощущение. Но тогда непонятно, зачем нужно богослужение? Может тогда поставить орган, как у католиков? Он ведь тоже создает неплохой настрой. Вы не думали, почему Церковь запретила органы и ввела богослужебное пение? Для того, чтобы люди умом и сердцем возносились к Богу. Церковное богослужение нужно для того, чтобы мы с вами учились благочестию. Чтобы люди знали, как Бог создал мир, как Он спас нас через Господа Иисуса Христа, каким образом Он освящает нас Святым Духом, как подвизались праведники, сражались мученики, побеждали страсти преподобные, каким образом бороться с грехом и учиться добродетелям? Всему этому учат церковные гимны, церковное песнопение, воспеваемое устами христиан.
Церковные молитвенные священные тексты – это не обычные тексты, они восходят к Господу Богу – Духу Святому.
Как говорил апостол Павел: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» (Рим. 8:26-27).
Все наши песнопения идут от Духа Святого, Который в Церкви молится через нас Отцу Небесному, подвигает нас к Отцу Небесному, и таким образом мы входим в Троическую жизнь.
Первопевцом является Иисус Христос: «Посреди церкви воспою Тебя» (Евр. 2:12), говорит Христос Богу-Отцу. Отца в Церкви прославляет Христос Спаситель, и мы вовлекаемся в вечную славу, когда Сын прославляет Отца, Отец прославляет Своего Сына, а Дух Святой славит и Отца, и Сына. Недаром все наше богослужение построено на словах Святого Духа. Почти все богослужение Православной Церкви соткано из слов Священного Писания. И гимны (каноны, стихиры, тропари) тоже вдохновлены Святым Духом, они основаны на Священном Писании. Наша задача — учиться по тому, что поют в Церкви.
Нам нужно учиться знаниям Божиим, только глупец ненавидит знания: «Доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Прит. 1:22). Кто презирает знания, от дома того не отойдет зло: «Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» (Прит. 17:12-13).
Здесь под знанием имеется в виду – знание Слова Божия, которое является светильником и показывает нам, куда направляться. Есть хорошее правило, по которому церковные гимны должны нас сопровождать не только в Церкви, но и дома. Святитель Афанасий Сахаров, говорил, что в домашних молитвах мы свободны, и можем молиться как угодно, при условии, что мы молимся Отцу, Сыну и Святому Духу. Но все равно он пишет, что лучше приближать домашнюю молитву к Церковной.
Захотелось вам побольше помолиться, что нужно делать? Святитель Афанасий говорит, что лучше часы почитайте, вечернюю, утреннюю. Помолитесь по-церковному, чтобы быть вместе со всей Вселенской Церковью. Сначала это покажется вам скучным. Он замечал, что иногда люди больше любят акафисты, чем Церковное богослужение. Акафисты понятнее, акафисты будят чувственность, не будя разума, и главной, третьей причиной того, что люди не хотят дома молиться по-церковному, святитель Афанасий называл вмешательство врага. Если человек молиться со всей Церковью, то он проявляет послушание, если же он молится сам, то в нем может появиться тщеславие, которое отравит всю его молитву.
Известно, что преподобный Лев Оптинский, когда был еще мирянином, клал до трех тысяч поклонов в день, прочитывал по три канона, по три акафиста. Когда он пришел послушником в Оптину Пустынь, то спросил, сколько класть поклонов? Ему ответил преподобный старец Моисей: «Клади по сто поклонов»! Послушник Лев стал возмущаться, так как клал по три тысячи. На что ему преподобный Моисей ответил: «Еще придешь ко мне меньше просить»! И действительно Лев стал класть сто поклонов и не мог их выполнить, не было сил. Он вынужден был класть по пятьдесят поклонов вместо трех тысяч. Послушник Лев спросил у старца Моисея, а почему так получается? И преподобный Моисей ему ответил: «Когда ты был в миру, то ты подкармливался тщеславием и гордыней, на этой энергии ты и работал, твой труд был отравлен ядом гордыни, а когда ты стал молиться по послушанию, то твой труд стал оправдан, так как ты делаешь это не по своей воле, а по Божьей воле, и диавол тебе мешает».
Мы прекрасно понимаем, что Богу наша физкультура не нужна, Ему нужно не количество поклонов, а чистое сердце: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
Это очень важный принцип, и поэтому святитель Афанасий всех призывает дома молиться по-церковному, быть церковниками. В Советское время христиане очень ценили возможность зайти в храм и помолиться, храмов было очень мало, на один большой город была маленькая церквушка. В огромнейшей Москве было всего лишь сорок действующих церквей, которые были забиты битком. Тогда христиане ценили службы, а сейчас некоторые считают возможным прогулять воскресную службу. Мы не ценим того дара, который мы получили. И зря не ценим, никто нам не сказал, что это будет долго длиться, никто не гарантировал, что гонения снова не начнутся. Они могут начаться в любой момент, и это нормальное состояние для Церкви — находиться в состоянии гонений. Поэтому нужно пользоваться теми днями, которые дал нам Господь.
Нужно приучать себя к церковному богослужению, заставлять вслушиваться в слова молитвы. Если вам что-то непонятно, подойдите после к регенту на клирос и попросите его объяснить вам значение гимна. Нужно, чтобы наша молитва была разумная. В течение многих веков в Церкви не было проповеди. Например с XV по XVII век в Русской Церкви не проповедовали, за редчайшим исключением. Только патриарх Никон ввел обязательную церковную проповедь. Но христиане всегда учились по церковному богослужению, они вслушивались в него и из него черпали все необходимое для спасения. В Советское время многие церковные книги переписывались от руки — Библия, Новый Завет, молитвословы, служебники.
Мы должны и сегодня приучать себя все черпать из богослужения. Святитель Афанасий знал богослужение наизусть, и ему никто не мог помещать служить Богу. Где бы он ни был, он всегда молился Богу и служил Ему, и Господь покровительствовал Ему. Давайте и мы этим сокровищем пользоваться. Мы в Восточной Церкви имеем очень сложные богослужения и это хорошо — чем сложнее богослужение, тем больше в нем содержится информации, того, что укрепляет наш ум, чувства, сердце наше очищает, волю нашу усиливает, того, что делает видимыми уловки диавола, показывает как с ними бороться. У нас одних богослужебных книг двадцать толстенных томов (двенадцать томов Минеи, Октоих, Часослов, Псалтирь, Служебник, Триодь Постная, Триодь Цветная, Ирмологий и другие). И все эти богослужебные книги нам помогают, в них содержится бездна знаний, и ими нужно пользоваться. Господь да поможет нам в этом! Давайте учиться у Церкви!
Помоги вам и спаси вас Господь!
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml#n40
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии