День 26. Прихожане воскресного дня. Священник Олег Кручинин
От чего зависят наказание и спасение? Может ли горшок превзойти горшечника? Способны ли мы нести свой жизненный крест так, как его нёс Авраам? Об этом — в ветхозаветных чтениях пятницы Крестопоклонной недели.
Книга пророка Исаии, глава 29
13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» 16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?
17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, 20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, 21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.
Вся 29-я глава книги пророка Исаии — это повествование об унижении и возвышении «града Ариила». Исследователи Ветхого Завета считают, что речь идет о городе Божием (так переводится слово «Ариил»), то есть об Иерусалиме.
В первой части главы пророк предупреждает: город подвергнется осаде. Однако, как это обычно бывает, жители Иерусалима не спешат внимать столь грозным словам. Большинство людей даже не способны понять, что эти слова означают. Люди надеялись не на помощь Бога, а на защиту могущественного в те времена Египта.
Вторая часть главы, читаемая сегодня, содержит пророчества о том, что именно произойдёт с Иерусалимом.
«Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13). Здесь Исаия говорит об иудейских политиках, книжниках и тех знатоках Закона, которые служили Богу только по страху человеческому, а их сердце было далеко от Господа.
«Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:14). Господь будет поступать с народом «чудно и дивно»: не так, как хочется им, а так, как это угодно Богу. Наказание или спасение — всё зависит от Господа.
Далее пророк приводит примеры из жизни, доказывающие, что творение (человек) всегда зависит от воли Творца (Бога). Изделия из глины будут совершенными, если их делал искусный горшечник; красота картин зависит от художника. И только «безрассудный» считает иначе.
Так и народ будет спасён, если он начнёт уповать на Господа и Ему одному служить: «Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию» (Ис. 29:24).
В продолжение темы пророка Исаии мы читаем вторую паримию — фрагмент из книги Бытия, в котором вспоминаются далёкие события ветхозаветной истории, когда Господь пообещал Аврааму (жившему примерно за тысячу лет до Исаии) произвести от него великий народ.
Бытие, глава 12
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.
Сегодня мы спокойно и обыденно читаем эти слова, так как знаем дальнейшую библейскую историю Авраама и его потомства. Но давайте представим, насколько нелегко было 75-летнему человеку расстаться со всем, что его окружало! «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).
Из Библии известно, что Авраам был далеко не нищим человеком. Ему было что терять. Но, тем не менее, голос Божий был для него значим. Он оставил всё — и вместе с женой Сарой, племянником Лотом, всем имуществом и людьми, которых имел, пошёл в землю, которую ему указал Господь.
«Посмотри, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как с самого начала праведник был приучаем предпочитать невидимое видимому и будущее тому, что уже находилось в руках… Подумай, возлюбленный, какой возвышенный, необладаемый никакой страстью или привычкой, дух потребен был для исполнения этого повеления!»
Этого возвышенного духа и желания исполнить волю Божию так не хватает всем нам. Материальные ценности, привычки, удобный образ жизни мы ставим всегда на первое место. А о Боге вспоминаем в лучшем случае один раз в неделю: в воскресенье, когда посещаем храм. Сегодня даже термин такой появился — «прихожане воскресного дня».
Между тем, придя в землю обетованную, родоначальник еврейского народа по-прежнему помнил о Боге. Первым делом он построил жертвенник, прообраз современного храма: «И создал там Аврам жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт. 12:7). Он был верен Богу во всём.
Третья паримия сегодняшнего дня — отрывок из Книги Притчей Соломоновых — вновь подчёркивает, что наши надежды и чаяния мы должны возлагать на Бога: «В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч. 14:26).
Притчи Соломона, глава 14
15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24 Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть. 25Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26 В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Настоящим духовным жемчугом можно назвать каждую строчку этого ожерелья премудрых слов царя Соломона. Автор противопоставляет мудрых и глупых, добрых и злых.
С долей грусти он замечает: «Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть» (Притч. 14:24). Здесь мудрость названа богатством, причём богатством, которое у тебя невозможно украсть. Помнить бы об этом и не терять духовный вектор развития не только в дни Великого поста!
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 22. Праведность ведёт к жизни
http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-26-prihozhane-voskresnogo-dnya/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии