День 22. Праведность ведёт к жизни. Протоиерей Владислав Шестаков
Фото: Александр Кукринов, nat-geo.ru
Сегодня узнаём, что случилось со сверхдержавами древности, о чём говорил Бог с Ноем и зачем свинье золотое кольцо в носу.
Книга пророка Исаии, глава 14
24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, 25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, 27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?
28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.
31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.
32 Что же скажут вестники народа? — То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.
В первой половине четырнадцатой главы пророк очень пространно говорил о погибели Вавилонской империи и о полном свержении её владычества над завоеванными народами. По окончании этой победной песни он пророчествует о судьбе Ассура, но говорит о нём очень немногое, потому что после полученного откровения о погибели Вавилона для него вполне ясно определилось, что не Ассирийский царь будет иметь решающее значение в судьбе избранного народа.
Об ассирийском владычестве уже говорилось в десятой главе, но сейчас не упомянуть о нём было бы нелогично. После падения Вавилона ассирийская монархия какое-то время была главным действующим лицом на мировой исторической арене. Но и её могущество и слава по отношению к иудейскому народу были лишь орудием в руках Божиих. Поэтому Исаия и утрирует предсказание о падении Ассура.
Бытие, глава 8
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
Глава 9
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
Бог принимает жертву Ноя и благословляет его со всей семьёй, но вместе с тем Творец смотрит и вдаль времён. Посредством потопа земля была очищена от тех, кто осквернял ее грехами, однако предрасположенность ко греху в человеке осталась. Мы знаем из истории, что потомки праведного Ноя мало-помалу начали возвращаться к тем грехам, которые были до потопа. В качестве доказательства можно привести пример Содома и Гоморры.
Как человека не бей, если он забыл Бога, то обязательно прикоснётся ко злу. Господь не отступает от Своего плана спасения человека от этого зла. Он совершит спасение посредством Жертвы Своего Сына. А сейчас Бог дает Ною заповедь об умножении потомства и населении земли людьми. Также Ной получает и некоторые указания о том, как распоряжаться ресурсами природы.
Притчи Соломона, глава 11
19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20 Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30 Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
Глава 12
1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
5 Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.
6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Премудрость напоминает нам о том, что правильные действия человека ведут к жизни — не только сохраняют во дни земной жизни, но и приводят к Богу, Который есть Жизнь в абсолютном смысле. Отсюда можно вывести понятие об абсолютном зле. В частности, святой блаженный Августин говорит, что зло — это удаление от Бога. Поэтому «праведность ведёт к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей».
Чтобы не дать злу поселиться в своём сердце, мы должны наполнить его добром. Но добро — это не абстракция, а конкретные действия. Чтобы их совершать, нужно хотеть этого добра: «желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев».
Если человек добрый, то в его сердце нет места жадности, он всегда щедр. А щедрость Господь никогда не оставляет без внимания. Отсюда вытекает закономерность, которую с помощью математики объяснить невозможно: «иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет».
Кроме того, чтобы научиться делать добро, нужно уметь видеть свои ошибки и адекватно реагировать на замечания. «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда».
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-22-pravednost-vedyot-k-zhizni/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии