День 19. Люди дороже золота. Протоиерей Сергий Капитоненко
За что Ной благодарит Бога, уничтожившего человечество? Должны ли мы приносить жертвы? Каким будет конец света?
Книга Бытия описывает нам события последних дней пятимесячного Всемирного потопа, когда впервые, после 53-недельного пребывания Ноя в спасительном ковчеге нога человека ступила на твёрдую землю.
Бытие, глава 8
4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега 7 и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
12 Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
13 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
15 И сказал [Господь] Бог Ною: 16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; 17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19 все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.
Здесь мы видим первое библейское упоминание о священном алтаре, или жертвеннике; места заклания жертвенных животных, на котором Ной совершил жертву всесожжения, при которой животное сжигалось всё без остатка. Господь принимает жертву и обещает больше никогда не проклинать, то есть не наказывать землю и всю живущую тварь за зло, исходящее от человека.
В выражении «приятное благоухание» идёт речь не о запахе сжигаемого на костре жира. Бог взирает на приносимые жертвы и принимает либо отвергает их совсем по другому принципу: жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиной потопа, с другой — благодарностью Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле.
За что же Ной благодарит Бога, уничтожившего все допотопное человечество?
Однажды апостол Павел сказал «Мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2:15-16).
Святитель Иоанн Златоуст резонно замечает: «Если кто погибает, тот бывает сам виною своей погибели, потому что и благовонное миро, говорят, удушает свиней, и свет ослепляет слабых зрением. И таково свойство благ, что они не только совершенствуют, но и губят противное; и в этом последнем случае особенно обнаруживается их сила».
И поэтому все мы, живущие в Новом Завете и более блаженные, нежели Ной, должны приносить Богу жертву совершеннейшую, как и учит апостол Павел: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1,2).
Для этого у нас есть всё необходимое, а главное — священнодействие, превосходящее все ветхозаветные жертвы, ежедневно повторяемое в Божественной литургии — жертва Благодарения!
Смысл отрывка из книги Притч Соломона перекликается с предыдущим повествованием Боговидца Моисея.
Притчи Соломона, глава 10
31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.
Глава 11
1 Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] 3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Внимая словам премудрого Соломона о спасении праведников и гибели беззаконных, нельзя не вспомнить Нагорную проповедь Спасителя, где Господь сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Кто такие «кроткие»? И почему именно они несмотря ни что останутся живы и будут наследниками земли?
Замечательное определение кротости даёт нам преподобный Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. … В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа — седалище диавола».
Если на престоле твоего сердца неизменно почивает Господь, Источник всякой жизни, — это залог твоего выживания в любых, самых трудных условиях.
Выражение «унаследовать землю» образное. Оно упоминаются пророком ещё в Ветхом Завете: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:11). Евреи получили землю обетованную, а как понимать эти слова верующим во Христа, объясняет апостол Пётр: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Петр. 3:13).
От редакции:
На 6 часе читается отрывок из Книги пророка Исаии, которые тематически связан с паримиями вечерни.
Книга пророка Исаии, глава 13
2 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
3 Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
4 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
5 Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
6 Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
7 Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
8 Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
9 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10 Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11 Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12 сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского.
13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.
За восемь веков до того, как апостол Иоанн Богослов описал в Апокалипсисе конец нашего мира, это уже сделал пророк Исаия. Бог исполнит обещание, данное Ною: потоп больше не повторится никогда. Но больной грехом мир не будет существовать вечно. Настанет день, когда люди станут дороже золота, и с этого дня для всех любящих Бога начнётся новая жизнь в Царствии Небесном.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии