Дело диавола нередко совершается во имя Божие

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Евангелие вторника (Ин, 53 зач., 16, 2—13)

Сказал Господь Своим ученикам: изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
 
Господь заранее предупреждает Своих учеников, какие их ждут испытания, чтобы они не соблазнились Его Крестом и никогда не повернули назад от путей Божиих. «Изгонят вас из синагог, — говорит Он, — даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Меч Синедриона и меч государственной власти будет поднят против идущих вслед Христу. Все двенадцать апостолов, кроме апостола Иоанна Богослова, были преданы мученической смерти — под предлогом служения Богу. Дело диавола нередко совершается во имя Божие. Таковы все ереси, расколы, инквизиции. И «человек беззакония», антихрист, сядет в храме, выдавая себя за Бога.
 
Истинная причина вражды мира по отношению к христианам — в том, что они, говорит Господь, «не познали ни Отца, ни Меня». Многие из тех, кто любит председания в синагогах и звание «Учителю, учителю», не знают Бога. Отвергающий Христа не имеет права претендовать на знание Бога. Духовное невежество и ложное знание о Боге уготовляют гонителей истинного благочестия.
 
Господь объясняет Своим ученикам, почему Он предупреждает их об этом сейчас, и почему не делал этого раньше. Он предупреждает их сейчас, чтобы они, когда придет время, вспомнили, что Он сказывал им о том. Когда наступят наши испытания, мы не должны им удивляться, и хорошо нам будет вспомнить, что Христос заранее говорил о них. Когда же Господь ходил со Своими учениками, Он был всегда с ними, и брал на Себя все вражии нападения на них. Хотя с самого начала Господь готовил их к предстоящим скорбям.
 
«А теперь иду к Пославшему Меня, — говорит Господь, — и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» Петр спрашивал об этом и Фома, но Господь говорит о другом. Не надо спрашивать: откуда идут эти скорби? А надо спрашивать: куда они ведут? Ибо любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8, 28). Оттого что Господь сказал им о Своем уходе, печалью исполнилось сердце их. Они ничего не видят, кроме предстоящих скорбей. Слишком велики были их надежды на земное Царство и славу их Учителя. Ничто так не препятствует нашей радости о Господе как любовь к миру сему и мирская печаль.
 
Единственное, что понимают сейчас ученики, — то, что им предстоит утратить своего Господа. Но Господь говорит им, что это будет лучше для них, потому что, когда Он уйдет, Дух Святой, Утешитель, придет к ним. Послание Духа Святого будет даром, который Христос купит для нас Своею кровью. Присутствие Духа Святого в Церкви станет новым несравненным присутствием в ней Христа. Находясь на земле, Христос мог быть только в одном месте в одно время, но Духом Святым Он — всюду, где двое или трое собраны во имя Его. Любящие Господа могут видеть Его не телесным зрением, а глубинами сердечными.
 
Господь говорит, что пришествие Духа Святого — абсолютно необходимо для раскрытия Его Крестного служения на земле. Дух Святой, «придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде». Дух Святой именуется Утешителем, а здесь Христос называет Его Обличителем. Он — Дух истины и прежде утешения необходимо открыть раны мира, без этого невозможно уврачевать их. Слово евангельской истины, свидетельство о ней жизнью и смертью святых — непрестанное мощное обличение мира, лежащего во зле и во лжи. И служение Церкви заключается в этом обличении — ради утешения кающихся Утешителем Духом Святым.
 
Дух Святой обличит людей о грехе. Не просто откроет им грех, но откроет обман, губительность и безумие греха и, наконец, покажет, что конец греха — смерть. Обличая, Дух Святой выделит особенным образом главный царствующий грех — неверие во Христа. Чем большее отступничество в мире от Христа, тем большее утверждение в нем греха как нормы. Когда иудеи распинали Христа, они не думали, что совершают грех, им казалось, что они приносят службу Богу. Но в день сошествия Святого Духа во время проповеди апостола Петра, «они умилились сердцем и сказали: что нам делать, мужи братья?» Дух Святой обличит людей о правде. Станет ясно, что во Христе Иисусе — все правда. Тот, Кого убивали как преступника, откроется как Бог, как Сын Божий. Почему сотник увидел Его Сыном Божиим на Кресте и апостол Павел по дороге в Дамаск? Это дело Духа Святого, Он являет совершенную праведность Христа, свидетельствует о Его Воскресении и восхождении к Отцу. Правда, праведность Христова сообщается Духом Святым верующим в Него. Наш Христос — одесную Бога Отца, — справа, там где вся праведность, вся правда, чтобы мы не сомневались в нашем оправдании и спасении по дару Его.
 
Дух Святой обличит людей о суде, о том, что князь мира сего осужден. Все зло мира осуждено на Кресте. Диавол, князь мира сего, выявлен до конца как лжец и человекоубийца. Он будет изгнан из душ человеческих благодатию Духа Святого. Все победил Христос, и нет такой силы, которая могла бы противостоять Ему. И Дух Святой дает нам внутреннее непоколебимое знание, что мы предстанем перед судом Божиим — с упованием на заступничество Христово.
 
«Еще многое имею сказать вам, — говорит Христос, — но вы теперь не можете вместить». У Него сокрыты все сокровища премудрости. И Он открывает их человечеству и каждому из нас согласно нашему духовному возрасту. Чем больше мы уподобляемся Христу в верности Его заповедям, тем больше Он может открыть нам. «Когда же приидет Он, Дух истины, — говорит Христос, — то наставит вас на всякую истину». Дух Святой дается нам как наш Путеводитель и Наставник — Он не просто открывает нам истину, полноту истины, но наставляет нас, вводит в нее. Дух Святой прославит Христа. Само сошествие Духа Святого, все дары Его — в слове, в таинствах, в заповедях, в чудесах — прославление Христа. И Дух Святой прославляет Христа, вводя учеников Его в истину Христову. «Он от Моего возьмет и возвестит вам, — говорит Христос. — Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам». Все, что Дух Святой дает нам для возрастания в новой жизни, принадлежит Христу. Вся благодать и истина, которую Отец дал в руки Господа нашего. Царство Духа Святого — Царство Христово. Царство Отца, Отца и Сына и Святого Духа, к которому устремлены все наши молитвы. «Да приидет Царствие Твое». И все небесные благословения на нашем пути к нему даются нам благодатью, любовью и истиной святой единосущной животворящей и нераздельной Троицы.
 
Протоиерей Александр Шаргунов